Почти 2 млн тонн шлака начали перерабатывать на новом производстве.
Специалисты готовы наладить выпуск 21 тыс. тонн оксида цинка в год и уже производят более четырех с половиной тысяч тонн медно-серебряного концентрата, передает Atameken Business.
«Спрос на концентрат цветных металлов очень большой. Сейчас мы отправляем его в «Казахмыс». Затем отправляем на завод в Узбекистан. В первом полугодии этого года запустим еще две линии. Никаких отходов не будет оставаться», — говорит предприниматель Серикжан Сейтжанов.
В этой черной горе, которая лет 70 копилась в Шымкенте, можно найти тонны ценных металлов. Но, те же серебро, золото нужно грамотно извлечь. Ученые Шымкента придумали для этого два способа. Причем говорят, что переработать нужно не только эту гору. В пойме реки Бадам за годы накопилось около 2 млн тонн свинцового шлака, на котором можно заработать почти 2,5 млн долларов. На специальном оборудовании ценные металлы сначала извлекают, а остатки направят на создание строительных материалов. Это безопасно, говорят разработчики. Этот шлак уже дважды прошел термическую обработку, а значит, мышьяка, ртути и серы в этих завалах нет. Хотя, экология города от этих шлаков все равно страдает во время ветра. Мелкая пыль доставляет неприятности местным жителям. Ученые предлагают избавиться от нее с выгодой.
«Если металлы не извлечь, то мы их загоняем в строительные материалы. Идет разбазаривание сырьевого ресурса цветных металлов Казахстана. Это негосударственный подход, так делать нельзя. Поэтому технологии должны быть связаны с тем, чтобы извлечь цветные металлы, потом перерабатывать на строительные изделия. Окупаемость по этой технологии где-то 3,5-4 года по самым скромным расчетам. Зато решаются экологические проблемы», — сказал доктор технических наук Виктор Шевко.
Марина Низовкина