Насколько актуальна и перспективна золотодобыча в Казахстане и в мире

За 2020 год только в Северо-Казахстанской области удалось выработать на 68 кг больше драгоценного металла, чем в 2019.

Северная золотая лихорадка

Рост отмечается во всей горнодобывающей отрасли Есильского района СКО, где как раз и расположено месторождение золота, сообщает inbusiness.kz.

«По итогам 2020 года объем горнодобывающей промышленности составил 2 млрд тенге или увеличение на 18,3% к уровню 2019 года», – отметил в ходе брифинга региональной службы коммуникаций обозначил аким Есильского района Алтынбек Абдуллаев.

Если смотреть по промышленности в целом, то на горнодобывающую отрасль приходится 26,7% производства. С 2014 года в районе ведется разработка месторождения золота. Расположено оно близ поселка Булак. Проект реализуется российским инвестором.  И, как мы видим из доклада акима Есильского района, объемы добычи и выработки драгоценного металла растут.

«Горнодобывающее предприятие ТОО «Аулие Голд Майнинг» в 2020 году произвело добычу 329,8 тыс. тонн золотосодержащей руды и выработано 143 кг золота или на 68 кг больше к уровню 2019 года (2019 год – 75 кг)», – отмечается в докладе. 

Тенденцию роста можно проследить и по налоговым отчислениям предприятия. Если первые годы существования компании, размер их «прыгал» вверх-вниз, то в последнее время наблюдается стабильное увеличение налоговых платежей. Так, например, по данным портала pk.uchet.kz, если в 2015 году было уплачено 44,5 млн тенге налогов, то в 2016 сумма оказалась куда ниже — 16,3 млн. Зато потом наблюдается ежегодный постоянный рост: 2017 год – 22,4 млн тенге, 2018 – 39,4 млн тенге, 2019 – 68,8 млн тенге. В 2020 «Аулие Голд Майнинг» заплатили уже 388,2 млн тенге, а размер платежей на сегодня превысил 127,8 млн.

В 2019 году у предприятия, кстати, были проблемы – работы пришлось приостановить из-за затянувшейся процедуры продления контракта. И только вмешательство местных исполнительных органов позволило сдвинуть с места бюрократическую машину и прервать почти полугодовой простой. После этого случая уже ничто не мешало комплексу работать на полную мощность.

А прибыльно ли?

Но если еще совсем недавно золото было во главе глобальных войны и мира, то насколько актуальна и перспективна золотодобыча сегодня? Тем более показатели на выходе не кажутся обывателю гигантскими, как в случае с североказахстанским рудником. За ответами мы обратились к специалисту. Эксперт аналитического агентства «Central Asia Cronos» Сергей Полыгалов считает, что прибыльность любого дела, в том числе и золотодобычи, зависит от двух основных моментов – себестоимости производства и цены товара на рынке.

«Сейчас вилка себестоимости добычи золота довольно широкая. До недавнего времени она колебалась на уровне от $550 до $1100 за тройскую унцию (31,1 грамма). Но себестоимость зависит от многих факторов. К ним относятся метод добычи, золотоносность руды, глубина залегания руды, затраты на рабочую силу, транспортные расходы и многое другое. Сегодня золото на рынке стоит более $1800 за тройскую унцию. Соответственно, даже при самом дорогом варианте добычи, доход от добычи и продажи золота может составлять до $700 за унцию. При этом надо отметить, что стоимость желтого металла за последние 10 лет не опускалась ниже $1100 за унцию», – отмечает Сергей Полыгалов.

Как показано на графике Profinance, на спотовом рынке цена золота на утро 19 мая составляла 1868,71 за тройскую унцию и потихоньку растет. Хотя еще в понедельник, 17 мая, цена на золото выросла на 0,23%, до 1846,5 за тройскую унцию, достигнув максимума со 2 февраля. Как отмечают эксперты, более высокая, чем ожидалась, инфляция (в США) и более слабые розничные продажи были действительно мощным сочетанием факторов для золота.

По словам Сергея Полыгалова, в настоящее время наблюдается тенденция к росту себестоимости добычи металла на фоне того, что происходит истощение золотых рудников. Рентабельным считается содержание в руде золота 3–4 грамма на тонну. При этом, по данным консалтинговой компании Metals Focus, в 2019 в среднем добывалось примерно всего 1,46 грамма на тонну. Однако, в начале 70-х годов прошлого столетия это содержание золота на тонну составляло более 10 грамм. Но даже при таком содержании как сегодня добыча золота не прекращается за счет разработки новых технологий добычи драгоценного металла.

Нужно понимать, что цена на золото в большей степени зависит не от спроса и предложения (хотя и это не стоит списывать со счетов), а от геополитической обстановки и инфляционных рисков. Участники рынка, как правило, начинают инвестировать в золото тогда, когда два вышеперечисленные фактора начинают испытывать проблемы. Соответственно и цена на драгметалл начинает расти. Говорить о стабильном росте цены на золото на фоне снижения его производства не приходится. Даже если предложение снизится за счет спада добычи, цена на драгметалл может и не вырасти, если инвесторы будут чувствовать себя уверенно в плане рисков.

«Сейчас относительно высокая стоимость золота в наибольшей степени обусловлена тем, что мировая экономика испытывает значительные трудности на фоне пандемии коронавируса, центральные банки стран проводят ультрамягкую денежно-кредитную политику с целью простимулировать экономические процессы. Это приводит к риску роста инфляции. Инвесторы покупают золото, как защитный актив от обесценивания инвестиционных доходов в валюте или ценных бумагах, например, облигациях. Как только на фоне роста инфляции регуляторы начнут повышать процентные ставки, так золото постепенно начнет дешеветь, так как для инвесторов появится возможность получать постепенно растущий процентный доход», – говорит эксперт «Central Asia Cronos».

Возможно, не будь сегодня таких альтернативных финансовых инструментов, как, например, криптовалюта, стоимость золота была бы несколько выше. Тем не менее, у этого драгоценного металла остаются далеко идущие перспективы. Во всяком случае, на ближайшие десятилетия. Так что и казахстанские рудники, такие как в СКО, без дальнейшей разработки вряд ли останутся.

«Золото продолжает пользоваться высоким спросом. Основным потребителем драгоценного металла остается ювелирная промышленность – около 50%. Глобальный спрос в ювелирной отрасли главным образом формируют Индия, Китай, США, Россия, Турция и страны Ближнего Востока. Центральные банки в золотовалютных резервах держат порядка 25% всего объема мирового золота. Также золото широко применяется в промышленности, в частности для создания высокоточных электроприборов и микросхем, в аэрокосмической области, медицине, стоматологии, индустрии красоты – еще около 25%», – заключает Сергей Полыгалов.

Кстати, 143 кг золота за год из Северо-Казахстанского месторождения – не так уж и мало.   По оценке Геологической службы США (USGS) доказанные запасов золота в мире составляют 50 тыс. тонн. При том, что в год добывается порядка 3 тыс. тонн драгоценного металла, запасов должно хватить, как минимум на 15-16 лет.

Ложка дегтя в бочку золота

Впрочем, успехи местных золотодобытчиков очень контрастируют с настроениями жителей села Булак, которые уже несколько лет бьют тревогу, утверждая, что соседство с месторождением неблагоприятно сказывается на здоровье сельчан. Якобы вплоть до смертельных исходов.

«Еще до того, как на месторождении началась разработка, нас заверяли, что никаких экологических проблем не будет. Что ситуация будет на постоянном контроле. Но мы, в итоге, видим у себя в деревне возросшую смертность, в том числе и из-за онкологических заболеваний», – рассказал корреспонденту inbusiness.kz местный житель.

Мы отправили запрос в местный департамент санитарно-эпидемиологического контроля, чтобы выяснить какова реальная экологическая ситуация в деревне и действительно влияет ли золотой рудник на здоровье сельчан. Ответ нам пообещали предоставить в ближайшее время.

Павел Притолюк

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий