Местное содержание в закупках недропользователей в условиях вступления Казахстана в ВТО

Основной документ, регулирующий отношения в сфере недропользования, а также обязательства недропользователей по обеспечению доли местного содержания в закупках товаров, работ и услуг (ТРУ) – Кодекс РК «О недрах и недропользовании» от 27 декабря 2017 года, разработан и принят с учетом требований ВТО, полноправным членом которого Казахстан является с ноября 2015 года. Это касается в том числе исключения обязательств по местному содержанию в закупках товаров и отмены применения условной скидки в размере 20 % для казахстанских товаропроизводителей.

Действительно, согласно ст. 208 Кодекса лицензия на добычу твердых полезных ископаемых не содержит обязательства о местном содержании в товарах, а в соответствии с п. 29 ст. 278 Кодекса условная скидка в размере 20 % к конкурсным заявкам казахстанских производителей товаров с 1 января 2021 года применяться не будет.

Обязательства недропользователей в закупках работ и услуг также претерпели изменения и должны составлять теперь, согласно п. 2 ст. 28 Кодекса, не менее 50 % от общего объема работ и услуг, а условная скидка в размере 20% для казахстанских производителей работ и услуг сохраняется и не ограничивается временем.

Следует отметить, что принятие Казахстаном международных обязательств значительно ограничивает инструменты господдержки в области местного содержания, однако полностью их не исключает. Более того, учитывая ситуацию, связанную со вспышкой короновирусной инфекции COVID-19, Казахстану необходимо разработать альтернативные меры поддержки, направленные, с одной стороны, на восстановление ключевых секторов экономики Казахстана, с другой – на соблюдение условий международных соглашений.

Принимая во внимание вышеизложенное в целях оказания поддержки отечественным производителям изучается вопрос по корректировке некоторых НПА. К примеру, рассматривается вопрос по внесению следующих изменений в порядок закупа товаров, работ и услуг недропользователями, осуществляющими операции по добыче ТПИ.

Так, одним из способов приобретения ТРУ является закуп ТРУ без применения норм подпунктов 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 213 Кодекса согласно перечню ТРУ, указанному в приложении 1 к Правилам. В этой связи предлагается представить возможность недропользователям (подрядчикам) осуществлять закуп всех ТРУ, используемых при проведении операций по добыче ТПИ, без применения норм подпунктов 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 213 Кодекса при условии достижения ими по итогам отчетного периода показателей по местному содержанию в товарах в размере (как пример, эти показатели могут быть пересмотрены) не менее 20 %, а в работах и услугах, превышающие установленные лицензией (контрактом) на недропользование размеры обязательств не менее чем на 30 %.

В случае недостижения указанных показателей за отчетный период приобретение ТРУ будет осуществляться на общих основаниях с применением иных способов, предусмотренных Кодексом и Правилами.

Рассматриваемые изменения не противоречат условиям вступления Казахстана в международные организации, представляют возможность недропользователям упростить процедуру приобретения ТРУ, основывающуюся на собственном выборе недропользователей, и не исключают устоявшийся механизм государственного регулирования закупок недропользователей.

Кроме того, имеются предложения от ассоциаций отечественных производителей по созданию Реестров товаропроизводителей недропользователей и добросовестных поставщиков по аналогии с порядком осуществления закупок организациями АО «ФНБ «Самрук-Казына» и с применением к конкурсным заявкам потенциальных поставщиков, входящих в данные Реестры, условного снижения цены на 5-10 %.

Вышеуказанные поправки потребуют разработки отдельного механизма определения критериев включения производителей и поставщиков в указанные Реестры и не противоречат требованиям ВТО в связи с тем, что право на включение в данные Реестры будут иметь не только отечественные производители и поставщики, но и иностранные, в случае их соответствия установленным критериям.

Таким образом, вышеизложенные вопросы в первую очередь направлены на развитие МС и обеспечение поддержки казахстанских производителей в свете глобальных интеграционных процессов, вступлением Казахстана в ВТО и ЕвразЭС и принятием в связи с этим международных обязательств, ограничивающих какие-либо преференции в отношении отечественных производителей.

В случае необходимости Министерство готово оказать рабочие встречи и консультации, по имеющимся вопросам можете обращаться следующим контактам: Киркимбаев Абу Досболович – главный эксперт Управления развития местного содержания КИРПБ МИИР РК 87013630920,  Джолдыбаев Кайрат Халыкович – руководитель Дирекции развития и мониторинга местного содержания АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта «QazIndusrty» 87772267808.

https://www.gov.kz/memleket/entities/miid/press/news/details/mestnoe-soderzhanie-v-zakupkah-nedropolzovateley-v-usloviyah-vstupleniya-kazahstana-v-vto?lang=ru
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *