Ввести запрет на вывоз угля из Казахстана перекупщиками ж/д путями призывает эксперт

Что будет с ценами на уголь в Казахстане и почему нужно запретить его вывоз перекупщиками ж/д путями?

Мировой энергетический кризис, обострившаяся геополитическая ситуация, рост цен на газ повлияли на развитие казахстанской углепромышленности. Наряду с увеличением объемов экспорта, наблюдается и рост стоимости социального угля. О прогнозах цен на твердое топливо, проблемах и перспективах угольной промышленности журналисту Liter.kz рассказал директор департамента угольной промышленности и энергетики Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Рустам Шунтуков.

– В связи с мировым энергетическим кризисом, какие могут быть риски и возможности для угольной промышленности Казахстана?

– С 2021 года мы наблюдаем энергетический кризис в европейских странах, который связан с ростом цен на газ. К примеру, в марте 2022 года цена на уголь на пару дней приблизилась к отметке четырех тысяч долларов за кубический метр, что является историческим рекордом.

Стоит отметить, что до санкций Россия экспортировала 40% газа в Европу. После ограничительных мер Европа начала импортировать природный газ из США, Австрии, Италии. При этом цена на природный газ, закупаемый из США, была выше в два-три раза, чем на внутреннем американском рынке.

Также в 2021 и 2022 годах наблюдались последствия европейской политики по переходу к зеленой генерации. Так, по причине неблагоприятных погодных условий в европейских странах генерация электроэнергии значительно снизилась.

В связи с вышеназванными обстоятельствами спрос на уголь значительно увеличился, даже можно сказать, стал ажиотажным. Из-за этого резко выросли мировые цены на данный вид топлива. Спрос, в том числе вырос и на казахстанский уголь. Примерно за девять месяцев 2022 года спрос на наш уголь со стороны третьих стран составил порядка 9,7 млн тонн угля (+154%), в то время как за аналогичный период прошлого года объем экспорта угля в соответствующем направлении составил 3,6 млн тонн.

Из этого следует, что для Казахстана энергетический кризис создал дополнительные возможности.

– Тем не менее власти страны обеспокоены тем, что рост экспорта угля может создать его дефицит на рынке. Можем ли мы ожидать дефицита угля в некоторых регионах Казахстана?

– Если рассматривать вопрос глобально, надо отметить, что Казахстан производит больше угля, чем потребляется на внутреннем рынке. В 2021 году было произведено 116 млн тонн угля, из них 86 млн тонн отправлено на внутренний рынок и экспортировано 30 млн Текущие цифры аналогичные. За 8 месяцев 2022 года Казахстаном было произведено порядка 76,4 млн тонн угля, из которых 52,8 млн тонн отгружено на внутренний рынок. Мы видим, что в стране нет проблем с добычей угля, есть возможность обеспечения спроса как населения, так и электростанций.

Нехватка коммунально-бытового угля в некоторых регионах Казахстана связана с возможностью его вывоза перекупщиками в соседние страны. В лице перекупщиков могут выступать как частные лица, так и промышленные компании и другие непрофильные предприятия, которые под предлогом удовлетворения собственных нужд скупают коммунально-бытовой уголь для дальнейшей перепродажи. В этой связи в целях предотвращения действий перекупщиков был введен запрет на вывоз угля за пределы Казахстана автотранспортом.

Однако данный запрет не полностью решил проблему с перепродажей сырья в зарубежные страны. Многие перекупщики угля перешли на вывоз из Казахстана железнодорожными путями.

В этой связи в целях предотвращения действий перекупщиков необходимо ввести запрет на вывоз угля и этим видом транспорта для предприятий, не осуществляющих добычу и обогащение угля, а также ввести постоянный контроль за распределением коммунально-бытового угля в регионах.

Также проблемы с отставанием отгрузки коммунально-бытового угля на внутренний рынок связаны с перебоями “Қазтеміртранс”. Так, в период с июня текущего года по настоящее время наблюдаются системные проблемы с недостаточной подачей вагонов под погрузку угля.

Стоит отметить, что использование вагонов “Қазтеміртранс” способствует сохранению доступных цен на уголь для населения, так как компанией устанавливаются низкие тарифы на аренду вагонов. Использование угольными компаниями частных и российских вагонов приведет к значительному удорожанию конечной стоимости угля для потребителей.

В этой связи в период подготовки и проведения отопительного сезона необходимо гарантировать полное и своевременное обеспечение угольных компаний вагонами “Қазтеміртранс” для недопущения дефицита коммунально-бытового угля.

– Кроме завышенной цены от перекупщиков, какие еще факторы влияют на рост цен угля?

– В этом вопросе мы должны разделять цены на коммунально-бытовой уголь и энергетический. В коммунально-бытовом секторе отпускные цены не изменились. Можно даже сказать, что некоторые компании вернулись к ценам прошлого года с учетом социально-экономической обстановки.

Конечная цена угля складывается из рыночных факторов. В этом году КТЖ и ее дочерние компании повысили стоимость перевозки угля. К примеру, как мы уже выше упоминали, дочерняя компания КТЖ АО “Қазтеміртранс”, чьими вагонами производится отгрузка угля на внутренний рынок, увеличила стоимость услуги аренды вагонов в сентябре, также ТОО “КТЖ-ГП” было осуществлено повышение тарифов на услуги локомотивной тяги. Повышение стоимости вышеназванных услуг в конечном итоге окажет влияние на рост конечной стоимости угля.

– Учитывая экономическую обстановку, какие прогнозы можете дать по ценам на твердое топливо?

– Что касается прогнозов, то мы видим небывалый рост инфляции. Это способствует удорожанию всех составляющих, влияющих на конечную стоимость угля.

Если говорить про угледобывающие компании, то отпускные цены угля будут приемлемыми, но необходимо учитывать изменения рыночных факторов.

Вместе с тем, есть определенные механизмы для проверки соответствия роста цен на рыночность. На данный момент у крупных угледобывающих компаний установлены рыночные цены.

– Известно, что экспорт угля – довольно трудоемкий процесс. Для Казахстана ситуация усложняется реэкспортом угля через Россию.

– На самом деле эта проблема последние два года актуальна для казахстанских угольных компаний. Трудности возникают с согласованием заявок на транзитную перевозку казахстанского угля через территорию России. Вторая причина заключается в том, что российская сторона ограничивает перевалку угля через морские порты в направлении Европы. И это две большие проблемы для нас.

Действительно, сейчас территория России как транзитная площадка очень тяжелодоступна. Геополитическая ситуация стремительно меняется, и есть вероятность, что Россия из-за действий санкций будет давать приоритет внутренним поставщикам. К примеру, в начале ноября этого года Минэнерго России предложило ввести запрет на транзит угля из третьих стран, включая Казахстан, чтобы обеспечить приоритет перевозки и отгрузки российской продукции в портах.

Таким образом, можно прогнозировать, что казахстанским экспортерам будет тяжело использовать российские железные дороги для транзита грузов. Поэтому нам нужно искать какие-то альтернативные направления, развивать новые маршруты.

– А какие вы альтернативные пути рассматриваете?

–У нас есть Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).Есть возможность транспортировать уголь через территорию Грузии в направлении Турции и уже через турецкие порты в европейские страны.

Это очень перспективное направление, потому что Европа сейчас наращивает потребление угля.

Однако стоит отметить, что текущая ситуация по Транскаспийскому маршруту достаточно проблемная, так как возможности для перевозки угля ограничены. Тем более уголь – это массовый груз, то есть разом перевозятся значительные объемы. Если с начала года не резервировать эти мощности, то в течение года тяжело будет найти дополнительные объемы. Для решения вопроса нужна модернизация индустрии: надо строить новые погрузочные терминалы, разрабатывать инвестиционные проекты по морским портам Актау и Курык.

Вместе с тем, сохранены поставки по традиционным маршрутам территории Кыргызстана и Узбекистана. По данным направлениям больших проблем нет.

– Угольное отопление негативно влияет на экологическую обстановку. Используются ли в производствах Казахстана технологии, позволяющие снизить выбросы угольной массы в атмосферу?

– Более четырех лет назад угольная отрасль столкнулась с глобальной проблемой, когда крупные международные банки перестали инвестировать в добычу угля. В Казахстане угольная промышленность никогда не поддерживалась за счет бюджета, и владельцам этого бизнеса тяжело получать заемные средства. Если будет поддержка со стороны государства, то угледобывающие компании могли бы реализовать зеленые проекты.

В мире есть положительный опыт. Есть много технологий обогащения угля. Если говорить про коммунально-бытовой сектор, то это технология бездымного сжигания угля, когда из угля удаляются вредные примеси. Если говорить об электростанции, где используется основная часть угля, то там также есть возможность улавливания и захоронения углерода. Есть также возможность обогащения угля для уменьшения вредных веществ при сжигании топлива на котельных станциях. Эти технологии используются на практике в США, ОАЭ и Китае. Можно отметить, что там, где используются эти технологии, уголь не рассматривается как грязный источник для производства электроэнергии.

Мы стремимся к тому, чтобы угольная промышленность могла наравне конкурировать с другими источниками энергии. Но для этого нужна поддержка со стороны государства, чтобы эти технологии были внедрены везде.

Вместо того чтобы демонтировать угольные ТЭЦ и прекращать их работу, почему бы не выделить средства и не модернизировать их, ограничить влияние на окружающую среду. Эти проекты очень востребованы во всем мире. Это очень даже перспективное направление угольной промышленности.

– По вашему мнению, как в дальнейшем будет развиваться эта сфера?

– Мы видим, что после пандемии угольная промышленность начала восстанавливаться. Некоторые страны возобновляют добычу угля. В США угольные разрезы продлевают срок службы, некоторые законсервированные разрезы в Германии снова открываются.

По прогнозам экспертов отрасли, в марте 2023 года в Европе ожидается дефицит газа, что способствует повышению спроса на уголь, в том числе казахстанского происхождения. В случае наступления данного сценария у казахстанских экспортеров появится возможность для увеличения экспорта угля.

По мнению экспертов отрасли, до конца 2022 года мировое потребление угля составит порядка восьми миллиардов тонн. Ожидается, что в ближайшие годы угольная промышленность будет активно развиваться. Это будет тем видом энергоресурсов, который контролирует риски в связи с недостаточной выработкой зеленой энергии и высокими ценами на газ.

Асель Ибадуллаева

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий