Угольная отрасль: переход на новую экономическую модель

II Форум угольной промышленности Казахстана, организованный Республиканской ассоциацией горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) при поддержке Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, состоялся в Нур-Султане в рамках Международного горно-металлургического конгресса Astana Mining & Metallurgy. Мероприятие посвящено текущему состоянию и перспективам развития угольной промышленности в условиях нового экологического регулирования. В работе форума приняли участие вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Руслан Баймишев, исполнительный директор АГМП Николай Радостовец, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Талгат Темирханов, представители государственных органов, руководители угледобывающих предприятий, профсоюзов, международные эксперты.

Угольная отрасль страны обеспечивает выработку порядка 70% электроэнергии, стопроцентную загрузку коксохимического производства, полностью удовлетворяет потребности в топливе коммунально-бытового сектора и населения страны. В отрасли работает порядка 30 тыс. человек.

По запасам угля, которые составляют 33,9 млрд. тонн, Казахстан входит в десятку стран-лидеров. Более 90% разведанных запасов угля сосредоточено в северо-восточной и центральной части Казахстана. За годы независимости угледобывающие предприятия добыли более 2,7 млрд. тонн угля, порядка 0,8 млрд. тонн экспортировали в ближнее и дальнее зарубежье.

В приветственном слове к участникам форума вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Руслан Баймишев отметил, что ключевым направлением является обеспечение углем внутреннего рынка, прежде всего населения и коммунально-бытового сектора.

— По итогам 9 месяцев 2021 года угледобывающие компании страны добыли 79,1 млн. тонн угля, что на 1,4%  больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — привел он данные. — На сегодня обеспеченность запасами угля по коммунально-бытовому сектору составляет 96%, по населению — 84,4%, то есть ситуация стабилизировалась, на всех пунктах реализации в достаточном количестве имеется уголь.

Вице-министр сообщил о реализуемых в угольной отрасли крупных проектах. Так, проект циклично-поточной технологии добычи угля на разрезе «Богатырь» позволит увеличить производственную мощность предприятия с 42 млн. до 48 млн. тонн в год. В целях дальнейшей диверсификации производства в АО «Шубарколь комир» реализуется проект по строительству завода по производству спецкокса, угольной смолы и масла. АО «АрселорМиттал Темиртау» планирует реализовать проект по производсту электро- и теплоэнергии из метана угольных пластов.

Как отметил Р.Баймишев, курс углеродной нейтральности страны и глубокой декарбонизации экономики, выбранный нашей страной, приведет к реализации проектов по глубокой комплексной переработке угля в Казахстане и позволит развивать углехимическую отрасль, что существенно повлияет на эффективность использования угольного потенциала Казахстана и повысит роль угля путем улучшения экологии. Вице-министр заверил, что МИИР РК будет поддерживать политику, направленную на глубокую комплексную переработку угля для получения продуктов с высокой добавленной стоимостью.

В своем выступлении на Угольном форуме исполнительный директор АГМП Николай Радостовец отметил, что политика государства по достижению углеродной нейтральности не означает, что угольная отрасль бесперспективна, профессия шахтера исчезнет, и дома будут отапливаться, а металлургические предприятия работать не на угле, а исключительно на газе и альтернативных источниках энергии.

Он уточнил, что речь идет о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу, по которым должны быть достигнуты параметры, поставленные Президентом. В то же время необходимо подумать над тем, сжигать ли уголь, как его сжигать, что нужно предпринять компаниям, чтобы уголь на тепловых станциях был востребован с учетом новых экологических требований – уголь должен быть менее зольным, с более высокой калорийностью, перерабатываться на местах.

Руководитель ассоциации привел примеры государств, которые не отказываются от сжигания угля, а трансформируют энергетические блоки, улавливают углерод. Например, в ОАЭ, где, казалось бы, жаркий климат предполагает использование солнечной энергии для обогрева жилья, работы промышленных объектов, сейчас строят угольную станцию. Угольные станции намечается возводить в Японии. На 13% планируют увеличить угольную генерацию в Китае.

Исполнительный директор АГМП убежден, что у угольной отрасли есть потенциал переформатирования, развития по новой экономической модели.

— Мы выступаем за снижение углеродного содержания, но мы и за то, чтобы уголь в определенных объемах сжигался, — считает Н.В.Радостовец. – Тем более, наблюдается значительный рост потребности в экспорте. Наш уголь готовы покупать и в Европе, и на Украине, и в Китае.

По информации спикера, рост экспорта угля обусловлен увеличением отгрузки твердого ископаемого на рынок стран-членов ЕАЭС на 5,2%, в третьи страны на 21,3% и поставками угля на новые рынки: Болгария – 11,6 тыс. тонн, Индия – 16,2 тыс. тонн, Корея – 42,2 тыс. тонн, Марокко – 33,6 тыс. тонн, Соединенное Королевство – 191,7 тыс. тонн. Заметный рост экспорта угля наблюдается по таким направлениям, как Турция (прирост +504%), Польша (прирост +242%), Узбекистан (прирост +103%), Швейцария (прирост + 23%).

– Пусть эти цифры небольшие, — отметил он. — Но это пример того, что наш уголь интересует других потребителей и не только в плане того, чтобы сжигать его, но и перерабатывать. Из угля можно выпускать более 300 видов продукции химической, нефтехимической, фармацевтической  направленности. Мы должны полностью закрыть коксохимическое производство собственным коксом и поставлять его в другие страны, поставлять брикетированный уголь, снизив его зольность и существенно увеличив его потребление внутри страны.

Следующее предложение руководителя АГМП —  создание вокруг угольных городов свободных экономических зон, тем самым предоставив возможность компаниям, перерабатывающим уголь, за 5-10 лет встать на ноги. Тогда не будет потребности помогать за счет бюджета высвобождаемым шахтерам.

— Казахстан чрезвычайно богат углем, он лежит на поверхности, — сказал Н.В.Радостовец. – Это богатство, которым надо гордиться, не надо стесняться того, что мы угольная держава. И во взаимоотношениях с «зелеными» экспертами мы должны убедить их учитывать исторические особенности, климатические условия Казахстана. Мы находимся в стране, чрезвычайно холодной, и когда кто-то говорит, что тепловая станция, допустим, в районном центре будет переходить на «зеленые» технологии, сразу возникает вопрос о том, что нужен газ. Поэтому нужно четко определить баланс газа в стране: по какой цене он будет в ближайшие 10 лет, он  должен закрыть потребности не только населения, но и металлургов, потому что домны во многих случаях работают с использованием угля.

Одни из путей обеспечения газом спикер видит в том, чтобы существенно снизить транспортировку газа за рубеж и «развернуть» его в больших объемах на внутренний рынок Казахстана, создать стимулы к добыче попутного газа в шахтах угольных разрезов.

Руководитель ассоциации также поднял проблему дефицита вагонов, вследствие чего летом этого года компании не могли обеспечить население в полном объеме углем, были сорваны графики поставок угля из-за нехватки вагонов. В этой связи он предложил реформировать КТЖ, создав сеть частных перевозчиков. Компании имеют серьезные проблемы  с поставками угля и за пределы Казахстана, поэтому не могут заключать долгосрочные контракты с Украиной, странами Европы, не имея гарантии, что перевезут уголь через Россию.

Еще одно узкое место – отсутствие терминалов в морских портах России. Отечественные угольные компании вынуждены переплачивать в портах соседнего государства, работать в условиях жесткой конкуренции с российскими коллегами. Поэтому казахстанским угольщикам нужны квоты по транспортировке угля через Россию, которые были бы утверждены РК и РФ хотя бы на один год.

Н.В.Радостовец предложил также включить в Союзный договор раздел по морским портам. Казахстан не имеет выхода к Мировому океану, и здесь нужна четкая определенность: если будут сокращаться объемы потребления угля на тепловых станциях, то необходимо иметь реальные перспективы, куда и в каких объемах поставлять уголь, по каким экспортным контрактам. Для этого нужно выработать транспортную политику с учетом низкоуглеродного развития экономики Казахстана.

Для решения проблем отрасли Н.В.Радостовец предложил с участием  Министерства индустрии и инфраструктурного развития, Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, Министерства энергетики, АГМП и других заинтересованных сторон разработать Стратегию развития угольной отрасли в условиях достижения низкоуглеродного содержания.

В свою очередь заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Талгат Темирханов высказал точку зрения относительно экологических вызовов, стоящих сегодня перед угольщиками и энергетиками. Это глубокая модернизация станций, внедрение наилучших доступных технологий, введение углеродного налога. На сегодня активно обсуждается Доктрина низкоуглеродного развития, принятие которой Нацпалата просит перенести на полгода.

— Сложно представить, что ВИЭ заменят энергетику в Казахстане, — подчеркнул он. — Во-первых, ВИЭ – дорогое удовольствие. Во-вторых, их надо аккумулировать. Но механизмы, которые позволяют аккумулировать, достаточно дорогие. Есть ли  у нас возможность оплачивать такие высокие тарифы? Тариф на электроэнергию при угольной генерации составляет 5 тенге, а при расчете того сценария, который предлагается в Доктрине, будет плюс 22 тенге. И кто будет инвестировать в модернизацию станций? Мы с вами — через тарифную политику.

Т. Темирханов сообщил, что Нацпалата предпринимателей рассматривает вопрос о создании комитета по экологии, который объединит представителей не только базовых отраслей, но и цементников, аграриев для обсуждения стратегических вопросов экологии. Наряду с этим, заместитель председателя правления НПП предложил создать рабочую группу по вопросам угольной отрасли.

На форуме планы по диверсификации производства электрической энергии в Казахстане презентовал руководитель Управления по инвестициям в электроэнергетику Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РК Сырым Тютебаев. О перспективах рынка энергетического угля Казахстана проинформировал заместитель генерального директора ТОО «Богатырь Комир» Мирхат Мусанап. Инвестиционными планами компании и оценкой перспектив производства продукции следующих переделов из угля поделился вице-президент АО «Шубарколь Комир» Сергей Ким. Свое видение развития топливно-энергетического комплекса в Экибастузском регионе представил заместитель председателя правления АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2» Жандос Медеуов. На социальных аспектах угольной промышленности остановился председатель Отраслевого профессионального союза «Казуглепроф» Марат Миргаязов. С экспертной оценкой положений Доктрины достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года выступила Директор SEEPX Energy Ltd. Katya de Vere Walker.

Пресс-служба АГМП

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий