Это может нести в себе существенный риск для экономики Казахстана, в экспорте которой преобладает углеродоемкий сырьевой сектор, в первую очередь поставки нефти, сообщает inbusiness.kz.
По словам мажилисмена Александра Милютина, страны Евросоюза с 2022 года планируют ввести углеродный налог на импорт.
«Это вызывает наше беспокойство, так как более половины казахстанского экспорта приходится именно на страны Европы. Известно, что наша страна активно участвует в мероприятиях по противодействию глобальному изменению климата, ратифицировала Парижское соглашение и ставит целью обеспечение снижения к 31 декабря 2030 года углеродного баланса Республики Казахстан не менее чем на 15 процентов от уровня 1990 года. Для достижения этой цели применяются два основных инструмента стимулирования снижения углеродных выбросов, а именно: внедрение системы торговли квотами на выбросы углерода и применение углеродного налога», – сказал он.
Казахстан по вполне понятным причинам выбрал первый инструмент, добавил депутат.
«Углеродный налог, применяемый в ряде стран Европы и теперь планируемый на все страны ЕС, может иметь три формы – это введение налога на границе ЕС на углеродоемкий импорт, распространение системы торговли квотами на выбросы углерода на страны, не входящие в Евросоюз, и установление углеродного НДС. Полагаем, что законодательство нашей страны позволяет интегрироваться в европейскую систему торговли квотами на выбросы углерода, если будет принята вторая форма углеродного налога. Вопрос будет стоять лишь в цене углеродных единиц», – продолжил он.
Однако если примутся первая или третья форма углеродного налога, то это, на наш взгляд, будет нести в себе существенный риск для экономики Казахстана, в экспорте которой преобладает углеродоемкий сырьевой сектор, в первую очередь поставки нефти, подчеркнул Милютин.
«И к этому надо быть готовым заранее. В связи с изложенным просим известить нас о мерах правительства по оценке возможных рисков, связанных с планируемым странами ЕС введением углеродного налога, и планах по действиям в случае принятия такого налога, направленных на сохранение экономической стабильности добывающих компаний и, главным образом, по недопущению существенного роста тарифов на энергоносители и тепло для населения», – резюмировал депутат.
Дана Карина