Геологическая ИТ-платформа опять подоспеет к лету

Есть риски, что ее доработают не должным образом и бумажные лазейки для чиновников, настораживающие крупных инвесторов, останутся. 

Геологическая ИТ-платформа minerals.gov.kz заработает на полную мощь к лету этого года. Такое очередное обещание было озвучено в ходе встречи с представителями министерств индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), цифрового развития, “Қазақстан Ғарыш Сапары” (KGS), инициированной администрацией президента, передает inbusiness.kz.

Напомним, Кодекс о недрах, заработавший в 2018 году, предвосхищал возможность создания специальной информационной системы в виде национального банка данных (НБД) минеральных ресурсов, через которую участники рынка могли бы получать всю геологическую информацию и подавать бы онлайн-заявки на участки недропользования по принципу “первый пришел – первый получил”. К слову, создание такой геологической информационной системы было предусмотрено еще 13 лет назад, в 2010 году, в программе по развитию минерально-сырьевого комплекса в Казахстане на 2010-2014 годы.

Как писал inbusiness.kz, промышленный запуск автоматизированной системы планировался еще в конце 2019 года. Однако ее старт несколько раз откладывался “Казгеологией”, привлекшей для ИТ-разработки консорциум компаний под началом “Транстелекома”. В итоге сроки сдачи НБД перенесли на 2021 год, а потом на лето 2022 года. В прошлом году в министерстве экологии, геологии и природных ресурсов признали провал создания инфосистемы НБД и сообщили о решении призвать на помощь минцифры для ее последующего объединения с базой данных ЕГСУН (единая госсистема управления недропользованием) минэнерго на общей платформе “Казнедра” до конца 2023 года.

Как известно, в прошлом году именно из-за НБД бывший министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев, недавно ставший зампредом “КазМунайГаза”, получил выговор от главы государства на расширенном заседании правительства в июле. Позже госслужащий покинул свою должность вместе с экс-председателем комитета геологии Талгатом Сатиевым.

Согласно совместному ноябрьскому приказу минцифры и мининдустрии единая платформа недропользователей minerals.gov.kz по оказанию государственных услуг по выдаче лицензий на разведку и добычу твердых полезных ископаемых заработала в пилотном режиме. В ходе пилотной эксплуатации возможны временные ограничения функционала платформы, указывается на ее сайте.

Получится ли в этот раз запустить геологическую ИТ-платформу вовремя и быстро доработать ее должным образом, чтобы она позволяла инвесторам без бумажной волокиты, прозрачно и действительно по принципу “первый пришел” подавать заявки на получение лицензии на недропользование, как раз и обсуждалось на встрече.

Судя по презентации вице-министра цифрового развития Малика Олжабекова, работа информационной системы у доработчиков идет полным ходом. МИИР заверил, что отсканирована практически вся информация по имеющимся вторичным геологическим отчетам, которых на данный момент подгружено около 31 тыс., к концу марта планируется обработать еще около 20 тыс.

Однако, к сожалению, работа по первичным геологическим документам еще даже не начиналась. Чиновники заявляют о нехватке финансирования и мотивации сотрудников Национальной геологической службы (НГС), наследницы “Казгеологии”, для проведения работы по загрузке всей геологической информации. Есть риски, что инфосистема может получиться без необходимых данных, и часть действительно ценной информации необходимо будет получать “из-под полы”. Кроме того, отчеты по геологоразведке, профинансированной за счет бюджета, могут также остаться вне поля зрения инвесторов. Присутствовавшие на встрече эксперты пояснили, что выгрузка первичной документации и отчетов, где тратились бюджетные деньги, имеет безусловный приоритет, в том числе чтобы показать, насколько эффективны были такие расходы.

Разметка по так называемым ограничивающим слоям – водоохранным, сельскохозяйственным, населенным, природным зонам, инфраструктуре и так далее, где ограничено или запрещено недропользование, в интерактивной карте системы предполагается. В кабинете недропользователя при выборе блоков для разведки или добычи для подачи заявки можно сразу увидеть, соприкасаются или накладываются ли желаемые геологические участки с ними.

В профиле пользователей платформы сейчас прорабатывается автоматизация раскрытия бенефициаров и проверки налоговой задолженности через интеграцию документооборота с базами данных юрлиц и комитета госдоходов. Она завершится ориентировочно к концу февраля. Кроме того, совместно с четырьмя банками отрабатывается возможность подключения банковских сервисов для интегрированного предоставления необходимых финансовых документов. Напомним, при подаче заявки на лицензию недропользователь должен прикладывать документацию по банковской гарантии, залогу, страхованию, которые необходимы в качестве обеспечения для последующей ликвидации последствий недропользования.

После электронного предоставления всех необходимых для заявки документов они будут направляться через е-платформу руководителю департамента недропользования МИИР для последующего их распределения между его сотрудниками. В случае одобрения лицензии ее должен будет подписать профильный вице-министр, при отказе можно будет тут же автоматизированно обжаловать в судебном порядке, направляется уведомление, рассказал Олжабеков.

Боковой вход

После доработок в системе автоматически фиксируется время подачи заявок, сам заявитель и очередность рассмотрения. Поэтому заявка, поданная раньше других, рассматривается приоритетно по принципу “первый пришел – первый получил”. Однако, исходя из своей интерпретации Кодекса о недрах, вовлеченные в процесс разработки платформы чиновники настаивают, что якобы для бумажных заявок на лицензии должен оставаться “боковой” вход, иначе подающие в таком формате недропользователи могут возмутиться. Такое суждение предполагает сохранение параллельной возможности подачи документации на бумаге через канцелярию мининдустрии. Это означает, что бумажные заявки могут вносить в ИТ-систему со значительным временным лагом для ее обновления и синхронизации с электронным документооборотом, в то время как ее данные должны быть предельно актуальными для заявителей через платформу, чтобы обратным числом нельзя было вносить что-либо, а принцип “первый пришел” эффективно действовал.

“Поэтому мы сейчас отрабатываем такой механизм, чтобы в день, когда (заявка. – Прим.) поступила в канцелярию… Там есть тоже свои сложности, что номер блоков нужно правильно вбить. Мы прорабатывали функционал, сделаем… для удобства самого же недропользователя – он может зайти, выбрать блоки, QR сгенерировать, приложить, канцелярии не нужно будет там: человеческий фактор, допустить ошибку, не дай Бог, в блоке, и неправильно вобьется. Считывает канцелярия QR, и она сразу садится туда (в инфосистему minerals.gov.kz. – Прим.)”, – пояснил Олжабеков.

По его словам, для того чтобы исключить подачу заявок в бумажном виде, будут необходимы очередные изменения Кодекса о недрах, что займет значительное время. Вице-министр индустрии Динара Щеглова дополнила рассказ о механизме параллельной подачи заявлений онлайн и через канцелярию. К слову, предлагаемый министерством подход в обработке бумажных заявок напоминает институт “помогаек” в ЦОН, где сохранялся человеческий фактор.

Бумагу все терпят

Между тем, по мнению экспертов, перевод подачи заявок только в онлайн-формат не требует никаких изменений в Кодекс о недрах. Достаточно лишь внести поправки в подзаконные акты, где будет прописано, что заявка на лицензию будет подаваться только электронно через ИТ-платформу “Казнедра”. Однако Динара Щеглова заявила, что для этого потребуются еще консультации с минюстом. 

Электронный поиск в текущей редакции Кодекса о недрах, оперативно проведенный на встрече, показал, что действительно в законе нет ни слова о том, что заявки на лицензию должны подаваться на бумажном носителе. Хотя в мининдустрии интерпретируют его текст таким образом, что недропользователи не ограничиваются законодательно в выборе способа подачи – бумажном или онлайн. Запрет на бумагу может ограничить инвестора в правах, полагают в ведомстве.

Отметим, что внесение соответствующих изменений в Кодекс о недрах, о которых заявляют в МИИР, может потребовать несколько месяцев до их возможного вступления в силу в следующем году. Однако представители администрации президента напомнили о критичности транспарентности всего процесса подачи заявок на лицензии, причем на всей территории Казахстана. Так, по их словам, крупные инвесторы уже давно и настойчиво высказывают свое недовольство тем, что долгие годы не запускается процесс подачи заявок на лицензии только онлайн, что мешает полной реализации принципа “первый пришел”. Отрадно, что администрация президента держит руку на пульсе и настойчиво требует от госорганов делать работу эффективнее с приоритетом на транспарентность и равенство прав всех инвесторов.

В то же время у МИИР остается большая проблема с бумажными уведомлениями о каких-либо нарушениях или задолженностях, поскольку недропользователи, меняющие местоположение или юридические адреса, их не получают. Поэтому в мининдустрии уже разослали 1,3 тыс. уведомлений в электронном виде, что разрешается законодательством. Пока же 80% посланных по почте бумажных извещений недропользователям возвращаются обратно в министерство, уверяют в МИИР.

В статье 68 Кодекса о недрах регламентируется, что извещение недропользователей может осуществляться с использованием информационных систем, порядок определяется профильным госорганом, указал в ходе встречи партнер юридической фирмы Haller Lomax Тимур Одилов, участвовавший в разработке кодекса. Приказ МИИР для этого уже есть, подтвердили представители ведомства, но он не может заставить отдельных недропользователей регистрироваться в “Казнедра”, поскольку это им бывает невыгодно при наличии недобросовестности, к примеру, при нарушении контрактных обязательств.

К слову, со стороны такая пассивная позиция профильного госоргана вызывает подозрение, что в министерстве не заинтересованы стимулировать всего 2,5 тыс. недропользователей прозрачно работать через “Казнедра”, хотя к ней уже успешно подключились новые участники рынка.

“Мы с KGS отрабатывали автоматически по БИН – мы же их знаем, по крайней мере, эти две с половиной тысячи – сгенерировать им кабинеты с временным паролем, туда сразу же эти письма-уведомления заслать и всех вручную обзвонить – тоже этот вариант отрабатываем”, – заверила Динара Щеглова.

Последние два месяца в переписке с недропользователями в министерстве рекомендуют подключаться к системе, работающей в пилотном режиме, чтобы в дальнейшем недропользователи обращались через эту электронную систему, подтвердил вице-министр индустрии Иран Шархан.

Инвесторам нужен онлайн

В целом в МИИР на словах готовы пилотно отказаться от приема бумажных заявок на лицензии через канцелярию после устранения всех замечаний в “Казнедра”. Судя по всему, для этого нет каких-либо реальных преград в преддверии полного запуска ИТ-платформы. Тем более что крупных инвесторов настораживает риск параллельной подачи документов в электронном и бумажном видах разными недропользователями на одни и те же участки, где их могут обойти кулуарно, что помешает соблюдению принципа “первый пришел”. Именно полный запуск платформы “Казнедра” позволит прозрачно демонстрировать очередность подачи заявок, время их поступления, выбранные блоки и наименование заявителя.

Однако в мининдустрии все еще опасаются якобы возможных судебных претензий от недропользователей, если бумажный вариант предоставления документации будет ликвидирован, хотя вероятность этого выглядит небольшой. В целом переход только на прием электронных заявок на лицензии возможен, когда ИТ-платформа “Казнедра” заработает полностью, в этом случае понадобятся изменения на уровне подзаконных актов со стороны МИИР, подтвердил Малик Олжабеков, подводя итоги встречи.

Особый путь минэнерго

Примечательно, что на встрече не было представителей минэнерго. Их система ЕГСУН (единая госсистема управления недропользованием) была закреплена законодательно в прошлом году в Кодексе о недрах. Разработчики “Казнедра” планируют интегрировать ее уже после боевого запуска доработанной ИТ-платформы “Казнедра” к концу мая.

“Это (закрепление ЕГСУН. – Прим.) сбило все карты. Если мы говорили, что все интегрировать через minerals.gov.kz, то у нас должна быть одна система. Та статья, где у нас прописано извещение в серии недропользования – мы там и закрепляли, что компетентный орган может запустить информационную систему, мы не знали, какая она тогда… и весь обмен недропользователей там осуществляется. Но они сделали верхние поправки, которые с января 2024 года вступят в силу. Мне кажется, эти поправки нужно просто снести, потому что если это все (необходимые функции. – Прим.) будет здесь (в “Казнедра”. – Прим.), то эта отдельная работа ЕГСУН не нужна”, – высказал мнение Тимур Одилов.

Полноценное использование платформы “Казнедра” как нефтегазовыми, так и горными недропользователями критично, поскольку при отсутствии единой инфосистемы заявляемые ими территории для разведки или добычи могут накладываться. Поэтому риски наложения заявок нефтяников и горняков должны синхронизированно нивелироваться по принципу “первый пришел” через одну интерактивную карту во избежание конфликтов. В нефтянке компании могут получать лицензии на разведку путем прямых переговоров с минэнерго или через аукционы. При применении единой ИТ-платформы они смогут видеть, занята ли намеченная территория недропользователем в сфере ТПИ, поскольку интеграция ЕГСУН в “Казнедра” поможет убрать такой риск.

В целом участники к концу встречи пришли к общему мнению, что с боевым запуском ИТ-платформы minerals.gov.kz к лету ничто не мешает полному переходу на исключительно электронный формат подачи заявок на лицензии на разведку и добычу. Для этого лишь понадобятся изменения на уровне подзаконных актов мининдустрии.

Данияр Сериков

Фото: из открытых источников

https://www.inbusiness.kz/ru/news/geologicheskaya-it-platforma-opyat-podospeet-k-letu?fbclid=IwAR3HrISJ93nP6dzp6L-6hE1HNfV2iXBz1HrLjy6C55HrJ77_-ZlWYnQQOgU

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий