Основная «боль» добывающих компаний – отсутствие качественной геологической разведки.
Отсутствие геологической разведки, высокие налоги и застрой в отрасли. В Астане проходит 13-й горно-геологический форум MINEX Kazakhstan 2023. Сотни участников и десятки зарубежных компаний со всего мира собрались на одной площадке, чтобы обсудить проблемы и, самое главное, возможности для их решения в нашей стране. Чем привлекателен Казахстан для инвесторов и как будет развиваться георазведка, расскажет корреспондент Atameken Business.
700 участников и 90 компаний из 30 стран мира. В этом году международный форум, проходящий в столице, побил многолетние рекорды. Он стал не только эпицентром информации для зарубежных инвесторов, но и хорошей возможностью озвучить застаревшие проблемы геологической отрасли всей страны. Основная «боль» добывающих компаний – отсутствие в государстве, как таковой, качественной геологической разведки.
«В Казахстане есть все, но все геологи говорят об одном и том же. Мы знаем, что в Казахстане есть недра, есть твердые полезные ископаемые, шутка заключается в том, чтобы их найти. А чтобы их найти, но нужно вложить время, и самое главное, деньги. То есть технически, Казахстан не вкладывал в геолого-поисковые работы на таком крупном международном уровне достаточно много времени», — сказал организатор форума: Артур Поляков.
Обсуждая минеральный и сырьевой потенциал Казахстана, спикеры приходят к единому мнению – стране необходима новая политика в сфере недропользования. Только так можно достичь не только хорошего экономического результата, но и стать перспективными для крупных и известных зарубежных компаний, которые уже готовы строить новые заводы, но в обмен на грамотный подход со стороны властей.
«Когда государство выстраивает одну позицию. А потом ее меняет, это не помогает в долгосрочных планах, то есть, например, когда речь идет о крупных геолого-поисковых компаниях, которые здесь сидят годами, когда им потом приходят и говорят, у вас меняются налоговые ставки и они будут дальше меняться, начиная навешивать налоги, дальше компаниям будет тяжело оправдывать необходимость на основании открытых месторождений строить новые заводы, предприятия», — говорит Артур Поляков.
О том, что практически вся сфера находится в упадке, соглашаются и представители профильного министерства. Именно МИИР теперь отвечает за недропользование в стране. В ведомстве заверили, что началась масштабная работа – разработана и принята концепция, которая отразит в себе георазведку, цифровизацию данных, развитие науки и инфраструктуры геологической отрасли. Пообещали в министерстве до конца 2024 года проработать и утвердить цифровую карту, в которой будут отражены все ранее недоступные сведения.
«Нам тоже надо будет наращивать именно изучение, именно присутствие государства. Региональная работа государства — оно само должно выполнять, то есть региональное изучение, картирование. Это самый такой рискованный период первоначальный, которые имеют большие риски. Разведка – да, есть упущения по восполнению и по увеличению запасов», — сказал председатель комитета геологии МИИР РК Ерлан Акбаров.
Очередной раз обратил своё внимание на отрасль и президент страны Касым-Жомарт Токаев. Он предложил ввести налоговые льготы для освоения месторождений твердых полезных ископаемых. Глава государства подчеркнул, что из-за текущего налогообложения разрабатывать новые месторождения просто экономически нецелесообразно и невыгодно. А это упущенные возможности для городов, потерянные рабочие места и, в целом, рост для всей страны.
Кира Каниболодская