Проект Экологического кодекса РК, имеющий большое значение для многих отраслей экономики, в том числе ГМК, в настоящее время находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК. Предполагается, что законопроект будет принят до конца текущего года. Ядром природоохранной реформы станет получение предприятиями комплексных экологических разрешений путем внедрения наилучших доступных технологий (НДТ).
Какие новшества ожидают горнодобывающие предприятия с введением экологического законопроекта, с какими проблемами и рисками они могут столкнуться в ходе внедрения НДТ, — эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Внедрение наилучших доступных технологий в компаниях ГМК», прошедшем в рамках онлайн-конференции «Kazakhstan Mining online conference & workshops 2020: новые реалии ГМК Казахстана». Модератором мероприятия выступил управляющий директор – директор Департамента базовых отраслей и экологии НПП РК «Атамекен» Талгат Темирханов.
— В проекте нового Экологического кодекса закладывают базовые принципы охраны окружающей среды, но нельзя не учитывать и экономические аспекты, — подчеркнул в своем выступлении заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов.
По его словам, внедрение наилучших доступных технологий потребует значительных инвестиций, поэтому предприятиям необходимо предоставить стимулирующие меры, возможно, через налоговое законодательство либо через инвестиционные соглашения, тем более, сейчас в стране прорабатывается механизм инвестиционных соглашений нового формата.
М. Кононов также обратил внимание на ситуацию, складывающуюся в глобальном масштабе. В первую очередь, это планы Евросоюза по введению углеродного налога для предприятий, экспортирующих продукцию в ЕС, что может стать ощутимым ударом по конкурентоспособности ГМК Казахстана.
Заместитель исполнительного директора АГМП выразил обеспокоенность представителей отрасли по поводу отсутствия механизма разграничения предприятий, которые необходимо модернизировать с переходом на НДТ, и тех, которые находятся на заключительном этапе жизненного цикла и низкорентабельны. К примеру, речь идёт о предприятиях, построенных в 40-50-ые годы прошлого века. При этом часть данных предприятий располагается в моногородах и несет большую социальную нагрузку. Но пока, к сожалению, разработчики законопроекта не предлагают каких-либо планов по смягчению ожидаемого социального, экономического эффекта.
По поводу опасений предприятий относительно дороговизны НДТ, внедрение которых, по разным данным, обойдется от 4 трлн до 16 трлн тенге, директор Департамента климатической политики и зеленых технологий Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Олжас Агабеков прокомментировал, что эти суммы не могут быть корректными, и предприятия не должны связывать свои расчеты по внедрению НДТ с нормативами российских и европейских справочников. По его словам, в Казахстане будут приняты национальные справочники со своими нормативами, учитывающими специфику развития тех или иных отраслей.
Он сообщил, что созданное на базе Международного центра зеленых технологий Бюро НДТ проводит подготовительную работу по переходу на наилучшие доступные технологии: разработан график проведения комплексного технологического аудита, часть предприятий уже проходят анкетирование. Аудит около сотни предприятий завершится к июлю следующего года, после чего будут разработаны первые справочники для топ-50, которые первым эшелоном приступят к внедрению НДТ.
— Аудит покажет, сколько предприятий соответствует НДТ (а есть и такие, к примеру, прошедшие недавно модернизацию три нефтеперерабатывающих завода), сколько финансовых ресурсов необходимо для внедрения НДТ, на каких предприятиях невозможно будет что-то поменять, — сказал он. — После проведения аудита технические рабочие группы, в составе которых на паритетных условиях будут участвовать представители промышленности, ассоциаций, науки, экологических организаций, будут вырабатывать предложения в отношении тех или иных предприятий, как наилучшим образом и с наименьшими экономическими затратами определить для них технологии, методы и способы работы, позволяющие существенно снизить нагрузку на окружающую среду.
Позицию АГМП о необходимости принятия мер стимулирования при внедрении НДТ поддержал исполнительный директор Ассоциации EcoJer Куаныш Балтабаев. Он напомнил, что экономика Казахстана энергоемкая, для нее характерны крупные производства в таких секторах, как нефтегазовый, горнорудный. Поэтому Казахстану будет сложно без дополнительных мер стимулирования реализовать в полной мере принципы стран ОЭСР, на которые ориентирован Экологический кодекс. Даже такой положительный пример, как модернизация НПЗ, которая заняла продолжительный период времени – с 2009 по 2017 годы, на нее было совокупно потрачено свыше 2 млрд долларов, показывает, что на сегодня некоторые из этих заводов не полностью соответствуют европейским справочникам.
К. Балтабаев также высказал мнение о необходимости обращаться не только к европейскому опыту, но и к опыту других стран, например, Республики Корея, КНР, с металлургическими производствами которых у нас больше общего в плане бизнес-процессов, технических, технологических решений и т. д.
Участники круглого стола не только обменялись мнениями, но и ответили на вопросы, поступившие от слушателей в ходе дискуссии.
Пресс-служба АГМП