Предприятия ГМК просят Правительство продлить сроки установки автоматизированных систем мониторинга (АСМ) эмиссий. Свою позицию они высказали на совещании в Комитете экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК. В совещании участвовали представители НПП РК «Атамекен», АГМП, ассоциаций Kazenergy, QazCem и Казахстанской электроэнергетической ассоциации.
С 1 января 2023 года крупные промышленные предприятия должны оснастить источники эмиссий оборудованием АСМ. Но выполнить в принятые сроки требование нового Экологического кодекса они считают нереалистичным. Проблемные вопросы, препятствующие своевременной установке АСМ, руководители НПП РК «Атамекен» и отраслевых ассоциаций изложили в совместном обращении на имя Премьер-Министра.
В документе отмечается, что в сжатые сроки предприятиям необходимо выполнить большой объем работы: подготовку техзадания, разработку проектной документации и ее согласование с госорганами, поиск поставщиков и приобретение оборудования, монтаж и пуско-наладочные работы, обучение персонала и т. д. При этом довольно длительное время занимают процедуры согласования проектной документации.
Не лучшим образом повлияла на положение предприятий переориентация логистических цепочек. Поскольку оборудование для контроля эмиссий не производится в Казахстане, его необходимо завозить из США и Европы. Переориентация логистики доставки оборудования вкупе с волатильностью курсов валют затруднила проведение закупочных и тендерных процедур. В результате сроки поставки оборудования увеличились до 1-1,5 года либо даже были сорваны.
Сказались также технологические особенности при монтаже оборудования. На заводах или установках с опасными средами оборудование должно быть остановлено и опорожнено для безопасной установки врезных отверстий на выхлопных и сливных трубах перед прикреплением измерительных приборов. Но такая модернизация проводится только во время капительного ремонта, который обычно выполняется каждые 2-4 года.
Кроме того, необходимо тщательно обследовать трубы, другое оборудование, в большинстве случаев изношенное, на предмет того, насколько оно выдержит техническое, конструктивное вмешательство…
Отдельного внимания требует выбор источника для установки АСМ на сбросы. В этом вопросе сложности возникают в связи с тем, что, как правило, точка сброса находится на большом расстоянии от необходимых для подключения коммуникаций, не имеет постоянного потока и объема воды для сброса в зимнее время. Из-за отсутствия доступа и подъездной дороги к месту установки в период с ноября по апрель в некоторых случаях невозможно будет оперативно реагировать на сбои в работе АСМ, производить своевременное обслуживание системы и ее эксплуатации.
Что немаловажно, Экологический кодекс предусматривает внедрение наилучших доступных техник на объектах первой категории опасности. Но может случиться ситуация, что предприятия будут инвестировать в установку АСМ на источниках, которые впоследствии необходимо будет вывести из эксплуатации или модернизировать. При реализации проектов реконструкции вновь вводимое оборудование может кардинально отличаться от существующего, и переустановить АСМ на вновь вводимые источники будет невозможно. Вследствие этого эффективность средств, включенных в инвестиционную программу по внедрению АСМ, будет неоправданной.
Все эти факторы стали основанием к тому, чтобы обратиться к главе Правительства с просьбой о переносе срока установки АСМ до 1 января 2027 года.
О проблемных вопросах при оснащении предприятий оборудованием АСМ представители НПП РК «Атамекен» и отраслевых ассоциаций проинформировали также на совещании председателя Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.
В своем выступлении исполнительный директор АГМП Николай Радостовец отметил, что предприятия ГМК не уложатся в установленные сроки по обязательствам по АСМ. Помимо технических и организационных причин, у предприятий возникли проблемы со сбытом продукции, и в ряде случаев они работают на склад. В сложных условиях геополитической ситуации срываются либо с большим отставанием поставляются оборудование и комплектующие для АСМ.
Представители отрасли подчеркнули, что делают все возможное, чтобы выполнить требования экологического законодательства, но не все зависит от их усилий. Как показывают реалии, не под силу это даже предприятиям, которые идут в авангарде в этом вопросе, — в числе первых выделили миллионы долларов, разработали проекты, заключили договора на поставку оборудования. По их словам, возникают сложности с интеграцией данных компаний и Минэкологии, поскольку инфраструктура не подготовлена с обеих сторон. Поэтому они выступили с предложением определенный период, к примеру, в течение года, проводить передачу данных в тестовом режиме. Это позволит достроить объекты, создать и настроить инфраструктуру, сверить достоверность передаваемых данных, адаптировать системы.
— Мы видим много рисков и опасений, — отметили они. – Предположим, на установленных системах появятся повреждения. Кто будет их проверять и устранять?! Даже на этапе проектирования появляется много вопросов, которые не прописаны детально и точно. Мы обращаемся в госорганы, но очень долго приходится ждать ответы на наши запросы.
На совещании предложено совершенствовать законодательство по АСМ.
Своим видением поделились представители Kazenergy, предложив в каждой отрасли реализовать по одному пилотному проекту и разработать Дорожную карту на год, поскольку не все компании в состоянии в полном объеме выполнить требования по АСМ.
Руководство Казахстанской электроэнергетической ассоциации считает важным продлить сроки оснащения АСМ на 5 лет, мотивируя тем, что энергетики ограничены тарифами, и, работая на объектах жизнеобеспечения, не могут предоставить имущество в залог. На предприятиях электроэнергетики высокий износ сетей и оборудования. К тому же, поставщики оборудования для АСМ, в основном российские, из-за геополитических проблем разрывают с ними контракты.
В свою очередь председатель Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Зулфухар Жолдасов напомнил, что на недавнем заседании Совета иностранных инвесторов было поручено с 1 января 2023 года обеспечить установление автоматизированных систем мониторинга выбросов на крупных промышленных предприятиях. С позиции Комитета, необходимо разработать Дорожную карту по выполнению этого поручения с учетом текущих обстоятельств.
Дальнейшее обсуждение этого актуального вопроса предполагается на уровне Правительства.
Фото: из открытых источников
Пресс-служба АГМП