О стратегической роли угольной генерации исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец рассказал в своем выступлении на «круглом столе» на тему «Зеленые технологии в контексте угольной генерации», организованном Международным центром зеленых технологий и инвестиционных проектов и ассоциацией KazEnergy.
В мероприятии приняли участие представители министерств энергетики; экологии, геологии и природных ресурсов; индустрии и инфраструктурного развития; ERG, Азиатского банка развития, Регионального экологического центра Центральной Азии, «Самрук-Энерго» и НПП РК «Атамекен».
Открывая «круглый стол», и.о. председателя правления Международного центра зеленых технологий и инвестиционных проектов Жанар Игенова отметила важное значение генерации угля в мировом энергобалансе, в том числе в Казахстане. Она подчеркнула, что в Казахстане сформирована основа для зеленого роста и развития, проводится последовательная политика, направленная на переход к «зеленой» экономике, снижение воздействия на окружающую среду в целом и снижения выбросов парниковых газов в частности.
Жанар Игенова сообщила, что в настоящее время разрабатывается Стратегия низкоуглеродного развития, которая должная быть принята до конца текущего года. Документ определит потенциал сокращения выбросов парниковых газов в Казахстане и необходимые для этого технологические решения и инвестиции в основные сектора экономики, в том числе с учетом отраслевого подхода.
В своем выступлении исполнительный директор АГМП Николай Радостовец подчеркнул, что угольная отрасль достаточно эффективно работает в Казахстане. Это не убыточная и не субсидируемая отрасль, в ней занято более 30 тыс. работников. Специфика угольной промышленности республики такова, что ископаемое топливо добывается на поверхности земли, что минимизирует его себестоимость. Кроме того, некоторые угледобывающие компании являются градообразующими, и от них зависит экономика и занятость населения в регионах.
Обратив внимание на нехватку в стране электроэнергии, Николай Радостовец отметил, что в этих условиях крупные компании ГМК планируют строить новые и расширять действующие собственные электрические мощности как для внутреннего потребления, так и для обеспечения электроэнергией населения, проживающего близ предприятий.
— Мировое сообщество ориентирует нас на углеродную нейтральность, снижение угольной генерации. Но за 1-2 года, даже за 10 или 20 лет мы не свернем угольную генерацию. Ее надо модернизировать, — убежден спикер.
— Возникает вопрос: почему тарифы на электроэнергию, вырабатываемую из угля, искусственно сдерживаются государством? В то же время электроэнергия, вырабатываемая на ВИЭ, закупается по стабильным ценам, и ее не ограничивают, — продолжил он, отметив, что угольная генерация обеспечивает доступные тарифы на электроэнергию для населения, значительно уступающие тарифам на ВИЭ.
По мнению руководителя ассоциации, для эффективного развития источников электроэнергии в Казахстане необходимо предоставить возможность повышения тарифа на киловатт — час электроэнергии, произведенной из угольной генерации, предусмотрев инвестиции в реформирование этой отрасли с учетом экологических требований.
Н.В.Радостовец напомнил о неустойчивой работе ВИЭ в этом году в Европе, ощутившей последствия принятой стратегии по декарбонизации. И сейчас спрос на казахстанский уголь есть в ряде европейских и других стран.
— Казахстан – холодная страна, которую сравнивать с Европой было бы ошибочно. У нас на большей части территории в зимнее время температура достигает минус 20 — 35 градусов по Цельсию. Поэтому республике нужны надежные генерирующие источники, не зависящие от климатических условий, от солнца и ветра, — сказал спикер.
Необходимо найти средства для приобретения новых технологий по развитию угольной генерации. Тем более, известно немало перспективных технологий по чистому сжиганию угля.
И если первый ключевой вопрос – поставить угольную генерацию в равные условия в экономическом механизме формирования цен с другими источниками электроэнергии, то второй момент заключается в том, что строительство, расширение угольной генерации в Казахстане неминуемо произойдет в ближайшее время. В регионах есть потребность в строительстве десятка станций на угольной генерации. Крайне нуждается в расширении мощностей горно-металлургическая отрасль.
Отметив необходимость выработки механизма формирования правильного спроса на уголь и на новые технологии, Н.В.Радостовец подчеркнул, что в стране все еще не принята Концепция развития угольной отрасли. По его мнению, вместо того, чтобы заниматься трудоустройством высвобождаемых шахтеров после предполагаемого сворачивания угольной отрасли, нужно организовать переработку угля, ввести стимулы для создания экономических зон вокруг угледобывающих компаний. Тем более, из угля можно получать до 300 видов продукции.
— Нам нужно угольной отрасли придать другое звучание, выпускать новые виды конечной продукции. Подробнее обсудить эти вопросы мы планируем на III Форуме угольной промышленности, который состоится 17 июня в рамках Международного горно-металлургического конгресса Astana Mining & Metallurgy, — сказал он в заключение.
На «круглом столе» инструменты и механизмы Азиатского банка развития по энергопереходу в угольной промышленности представил координатор проектов АБР Кенжехан Абуов.
— АБР изучает механизм энергетического перехода, первоначально предложенный под эгидой Всемирного экономического форума в 2018 году, который поможет ускорить переход от угля к чистой энергии, — сообщил он.
Он отметил, что АБР содействует обеспечению справедливого перехода для затронутых сообществ, соблюдению климатических требований и использованию компенсации выбросов углерода.
Особой позицией в развитии угольных технологий и инноваций поделился профессор кафедры «Тепловых энергетических установок» Алматинского университета энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева Андрей Кибарин. По его словам, чтобы устранить экологические последствия использования угля и тем самым снять ограничения на пути дальнейшего увеличения объемов потребления твердого топлива в Казахстане, должны быть разработаны и внедрены технологии, обеспечивающие, наряду с недопущением выбросов в окружающую среду «стандартных» и парниковых загрязнителей, высокую степень преобразования химической энергии угля в конечные формы энергии — тепловую, электрическую, а также преобразованные химические вещества и энергоносители, такие, как моторное топливо, метанол, водород.
— Казахстан — угольная держава, и у нас еще есть время, чтобы разработать, внедрить чистые угольные технологии, — считает Андрей Кибарин. — Необходимы научные исследования, опытно — конструкторские работы, широкомасштабные исследования по газификации угля, получению преобразованных химических веществ, энергоносителей.
По итогам встречи представители уполномоченных органов и угольной промышленности отметили, что работа в рамках внедрения в Казахстане технологий «чистой» угольной генерации в дальнейшем будет продолжена с учетом разрабатываемой Стратегии низкоуглеродного развития.
Пресс-служба АГМП