Тарифам  на перевозку грузов – стабильность и предсказуемость

В Комитете по регулированию естественных монополий МНЭ РК состоялись публичные слушаниях по заявке ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» на повышение цен на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и локомотивной тяги.

В слушаниях, прошедших под председательством заместителя руководителя Комитета Тимура Косымбаева, приняли участие представители государственных органов, НПП РК «Атамекен», ассоциаций, предприятий – субъектов общественно значимых рынков.

Исполнительный директор по экономике и финансам  ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Ильяс Акынбеков сообщил о проекте повышения тарифов на услуги локомотивной тяги на 35%. В качестве обоснования он привел данные о росте расходов по заработной плате, увеличении цен на дизтопливо, электроэнергию. На рост расходов на электроэнергию повлияло и введение в 2023 году модели Единого закупщика и балансирующего рынка электроэнергии.

Кроме того, обновляется парк локомотивов. За 2020-2023 годы в связи с истечением предельного срока службы было списано 280 единиц магистральных локомотивов, приобретено 202 единицы локомотивов. Растут расходы по займам, привлеченным на закуп локомотивов. 

Повышение тарифов на локомотивную тягу более чем на треть может негативно отразиться не только на положении грузоотправителей, но и на экономике в целом, иметь социальные последствия. Поэтому представители предприятий, СМИ задавали вопросы, высказывали мнения и замечания по представленному проекту.

На большую долю железнодорожных услуг в структуре себестоимости продукции обратила внимание представитель компании пивоваренной отрасли и безалкогольных напитков, почеркнув, что повышение тарифов приведет к серьезным изменениям в их работе.

В своем выступлении исполнительный директор АГМП Николай Радостовец отметил, что в горно-металлургическом секторе по итогам прошлого года и в текущем году идет  снижение объемов производства в натуральном выражении. Падение объемов производства происходит по всем позициям – по поставкам цинка, свинца, меди, феррохрома, железных руд, угля. Каждая компания отрасли, находясь в конкурентной среде, реализует планы повышения эффективности производства, снижения затрат. Но из доклада КТЖ явствует, что нацперевозчик только увеличивает расходы. Руководитель ассоциации поднял вопрос о том, какие меры предпринимаются  КТЖ по повышению эффективности производства, оптимизации затрат с тем, чтобы переформатировать свою деятельность в условиях, когда у потребителей снижаются доходы.

Руководитель ассоциации акцентировал внимание на нестабильности тарифов. В последние годы в законодательство без расчета последствий хаотично вносятся изменения, позволяющие в течение года многократно повышать утвержденные пятилетние тарифы. Так, в 2023 году тарифы на перевозки грузов повышались трижды, в 2024 году – дважды, внесены еще 2 заявки. Исполнительный директор АГМП предложил пересмотреть порядок установления тарифов и скорректировать нормативный акт, позволяющий непредсказуемо и многократно подавать заявки на повышение тарифов.

По его словам, КТЖ является мультипликатором роста тарифов во всей экономике. Значительное повышение железнодорожных тарифов спровоцирует еще большую инфляцию, снижение объемов производства в стране. Поэтому нужно запустить механизмы, которые позволят более эффективно снижать затраты по многим направлениям. Он также внес предложение о повышении тарифов на услуги мультипликаторов, не превышающих уровень инфляции, как практикуется во многих странах.

Заместитель Председателя КРЕМ Тимур Косымбаев согласился, что тарифы на услуги КТЖ оказывают значительное влияние на многие отрасли экономики, уровень инфляции в стране. Он выразил готовность рассмотреть предложения по пересмотру подходов к формированию тарифов. Что касается инфляции, то, исходя из правил, расходы индексируются на уровень инфляции согласно прогнозу социально-экономического развития на предстоящий период. Если фактически инфляция превышает прогнозный уровень, и выходит разница, то принимается уровень плановых значений.

Т. Косымбаев заверил, что при утверждении обоснованной цены Комитет будет соблюдать баланс интересов между монополистом и потребителями услуг, примет во внимание все высказанные предложения участников слушания.

Пресс-служба АГМП

Фото: пресс-служба КРЕМ РК

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости