Опыт Казахстана в вопросах обеспечения стабильного налогообложения

С начала 2021 года в Российской Федерации повысится ряд налогов. Так, вырастут налоги на доходы от депозитов и ценных бумаг на сумму свыше 1 млн рублей, подоходный налог на суммы свыше 5 млн рублей в год — с 13% до 15%, акцизы на табачную продукцию — на 20%, НДПИ на сырье для удобрений и некоторые руды — в 3,5 раза. Планируется, что эти меры за три года принесут в бюджет около 1,8 трлн рублей дополнительных доходов.

В этом плане интересен опыт Казахстана, где вопрос о повышении налогов также поднимался. В СМИ появлялись новости о возможном увеличении налоговой нагрузки на бизнес. Однако позже Министерство национальной экономики (МНЭ) республики сообщило, что в Казахстане не планируется повышать ставки корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость. Рабочая группа, созданная Правительством РК для пересмотра налоговой политики, не рассматривает повышение ставок по налогам, а напротив обсуждает вопросы налоговой поддержки для пострадавших отраслей.

Основные усилия Правительство РК сосредоточило на улучшении налогового и таможенного администрирования. Такая задача была озвучена и в Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 г. В программном документе страны Глава государства поручил провести ревизию Налогового кодекса и подзаконных актов с целью кардинального упрощения исполнения налоговых обязательств и минимизации количества налогов и платежей.

Поэтому на днях МНЭ внесло в Парламент изменения в налоговое законодательство, направленные на стимулирование привлечения инвестиций, развития бизнес-среды, улучшение налогового администрирования. Так, планируется объединить налоги на имущество и землю с физических лиц без изменения элементов налога, внедрить инвестиционный налоговый кредит, который будет предоставляться на 3 года по КПН и налогу на имущество, распространить льготы по НДС для производства компонентов транспортных средств и сельскохозяйственной техники и т. д.

Более того, на днях утверждены трансферты из Национального фонда на предстоящие три года. Так, размер гарантированного трансферта из Нацфонда в республиканский бюджет на 2021 год составит 2,7 трлн. тенге (473,7 млрд.руб), на 2022 год – 2,4 трлн. тенге (421,7 млрд.руб), на 2023 год – 2,2 трлн. тенге (385,9 млрд.руб). Гарантированный трансферт из Национального фонда предлагается направить на выплату солидарных пенсий, государственные базовые пенсионные выплаты из республиканского бюджета. Таким образом Правительство РК гарантирует выплаты пенсий независимо от экономической ситуации и налоговых поступлений.

В условиях продолжающейся пандемии COVID и неблагоприятной экономической конъюнктуры эти меры приносят результаты.

Несмотря на мировое замедление, начинает восстанавливаться реальный сектор экономики. По данным МНЭ РК, за 10 месяцев 2020 года увеличились инвестиции в несырьевые сектора, сохраняется рост в реальном секторе, сектор услуг стабилизировался, увеличивается кредитование экономики.

Оправданную в плане перспектив развития политику Казахстана признают и международные эксперты. К примеру, недавно Евразийский банк развития (ЕАБР) презентовал макроэкономический прогноз по странам-участницам на следующий год в ходе видеомоста на тему: «Экономика стран ЕАБР в 2021 году — прогноз для Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана». Экспертами было отмечено, что страны-участницы ЕАБР будут восстанавливаться по-разному. При этом первым восстановится Казахстан, который уже к концу 2021 года выйдет на докризисные темпы роста. Другие экономики продолжат восстановление в течение 2022 года и до начала 2023 года. Такая тенденция во многом зависит от мер государственной поддержки. В частности, налогово-бюджетный фактор помог экономике Казахстана не допустить существенного падения в текущем году, в следующем году он станет ключевым фактором, который будет поддерживать экономику.

Следуя принципу стабильного налогообложения, Правительство РК понимает, что в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально комфортной для долгосрочных инвестиций.

Для восстановления экономики нужна предсказуемая налоговая политика. И напротив частые изменения ставок, условий, принципов налогообложения и даже обсуждение подобных мер могут привести к спаду деловой активности, развитию теневого бизнеса, снижению доверия между обществом и властью, в целом стать фактором ухудшения условий ведения бизнеса.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий