КТЖ просит повышения своих тарифов на проезд по магистральным сетям

Большей частью увеличение необходимо для снижения износа железнодорожных путей.

В Казахстане концептуально изменится тарифная система на услуги по перевозке грузов по железной дороге. Об этом в ходе слушаний по повышению тарифа на услуги магистральных железнодорожных сетей (МЖС) на 2021-2025 годы, организованных на площадке комитета регулирования естественных монополий (КРЕМ), сообщил заместитель председателя правления КТЖ Даир Кушеров.

«С 1 января 2021 года предполагается расширение доступа частных грузовых перевозчиков к МЖС, что требует создания равных условий функционирования национального перевозчика (КТЖ-Грузовые перевозки – DalaInform) и частных перевозчиков. В этой связи была произведена работа по изменению схемы субсидирования пассажирских перевозок, включая выделение из состава «КТЖ-Грузовые перевозки» пассажирских локомотивов – они теперь будут содержаться за счет транзита — вся пассажирская локомотивная тяга. Принята соответствующая нормативно-правовая база для функционирования оператора пассажирской локомотивной тяги, определен порядок субсидирования пассажирских перевозок. В результате мы ожидаем понижения на услуги локомотивной тяги в грузовом движении», — рассказал он.

По словам топ-менеджера, были достигнуты договоренности о дифференциации тарифов на услуги МЖС на электрифицированных и неэлектрифицированных участках, а также на услуги электро- и теплотяги, которые заработают с начала следующего года.

«Проект тарифа на регулируемые услуги МЖС на 2021 год заявлен с ростом на 42,8%. До конца октября 2020 года «КТЖ-Грузовые перевозки» обратится в КРЕМ с уведомлением о снижении тарифа на услуги локомотивной тяги в грузовом движении. С учетом снижения тарифа на локомотивную тягу и неизменным тарифом на грузовую коммерческую работу, рост общего железнодорожного тарифа ожидается в размере 15%. В 2020 году ожидаемого повышения общего железнодорожного тарифа не состоялось. Фактический рост в прошлом году составил только 1,7%. Хотелось бы отметить, что даже заявленный рост тарифа МЖС, который мы сейчас подали, будет недостаточен для покрытия всех операционных и инвестиционных затрат, и затраты снова будут субсидироваться за счет транзитных доходов и заемных средств. Реальная потребность, если согласно правилам и законодательству смотреть, в повышении тарифа МЖС должна быть вообще 67%, чтобы выйти на ноль. На 2022-2025 годы проекты тарифов МЖС заявлены с повышением на 12%. Также предусмотрена дифференциация тарифов МЖС с ростом на электрифицированных участках на 12,6% и со снижением на неэлектрифицированных на 14,8%», — детализировал железнодорожник.

Напомним, в конечном тарифе на железнодорожные перевозки затраты на услуги МЖС занимают до 45%.

Общая стоимость инвестпрограммы, рассчитанной КТЖ на следующие пять лет, составляет 618 млрд тенге. Больше всего из этого объема денег, финансируемого частью за счет тарифа на МЖС, будет потрачено на капитальный ремонт верхнего строения пути – 483,7 млрд тенге за пять лет на почти три тысячи км, что приведет к снижению его износа с 54% до 50% и повышению скорости грузов на отремонтированных участках до 90-110 км/ч. Отметим, что сейчас скорость грузов по железной дороге в Казахстане не превышает 49 км/ч. В России этот показатель в грузовом движении планируют увеличить до 125 км/ч, а в Китае и вовсе до 160 км/ч.

Интересно отметить, что в тарифной смете железной дороги заложено 10 млрд тенге на такие расходы как аудит, консалтинг, информационное обслуживание и маркетинг. Из них более 3 млрд тенге пойдут на оплату лицензий программного обеспечения SAP, отметили в компании, комментируя вопрос DalaInform.

В КТЖ считают, что повышение тарифов на МЖС незначительно повлияют на стоимость перевозки грузов по сравнению с ценами на них.

«Мы хотели показать оценку влияния предложенных изменений на конечный уровень цен на основные перевозимые грузы. Для анализа были приняты мировые цены на основную перевозимую продукцию в экспортном сообщении, а также цены на внутреннем рынке, взятые из данных комитета по статистике и различных других источников. Проведенный анализ изменения транспортной составляющей показал ее незначительный рост. Так, рост доли транспортной составляющей колеблется по углю на уровне от 0,7% до 1,9%, железной руде — 0,1-0,7%, зерну — от 0,2% до 0,4%, муке — до 0,1%, мазуту — на уровне от 0,4% до 1,1%, дизельному топливу — от 0,4% до 1,3% и аммофоса — на уровне от 0,1% до 0,2%», — дал расклад Даир Кушеров.

Комментируя тарифную заявку КТЖ, глава Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец выразил неудовлетворение тем, что с 2022 по 2025 годы в проекте тарифа на железнодорожные сети предлагается рост по 12% ежегодно, что выше ожиданий по страновой инфляции в 4-6% в следующую пятилетку.

«Заявка, которая подается заведомо с тем, чтобы КРЕМ урезал ее, и поэтому подается заведомо завышенная — мне кажется, это не совсем корректный подход. Нужно подавать ту заявку, которая выверена, за которую отвечает КТЖ. То же мы видели по подъездным путям и здесь по инфляции. Мне кажется, надо обязательно провести сейчас в рамках того периода, который остался, взаимодействие КРЕМ и КТЖ по вопросам эффективности использования затрат и посмотреть, какие затраты реально нужны, а какие можно урезать. Но уровень инфляции – это предельная точка, вокруг которой могут идти, на наш взгляд, обсуждения предстоящих тарифов. И мы должны точно знать, что это будет не выше уровня инфляции, поскольку нам надо формировать свои бизнес-планы, проекты и просчитывать модели», — аргументировал он.

Глава КРЕМ Асан Дарбаев заверил в конце слушаний, что голоса их участников будут услышаны.

«Относительно шагового роста именно с 2022-го по 2025 год. Мы ориентируемся на коридор инфляции, который будет установлен в целом в официальном порядке. Здесь каких-либо других вариантов у нас нет, в любом случае мы будем этого придерживаться. Относительно заявленного роста: мы же понимаем, что экономика глазами субъектов и экономика регулятора — это разные вещи. Поэтому всегда будет какой-то люфт, где есть затраты, которые хотели бы получить и которые являются обоснованными в любом случае. У нас более тысячи субъектов естественных монополий. Мы регулярно с ними сталкиваемся — когда они свои заявки предоставляют — мы видим колоссальные проценты, колоссальные суммы, но у нас достаточно все серьезно анализируется, и, соответственно, все, что не относится к производственным вещам либо не имеет под собой какого-либо обоснования, оно исключается», — отметил он, комментируя выступления слушателей.

Решение по тарифной заявке КТЖ в комитете регулирования естественных монополий будет принято до конца ноября.

Данияр Сериков

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *