Казахстан внедряет новые механизмы привлечения инвесторов

Рассказываем, чего ждут игроки рынка, и какой взгляд имеют власти республики

Инвесторы, работающие в Казахстане, просят власти снизить тарифы, не повышать налоги и снять противоречия в законодательстве. Власти ищут новые инструменты для привлечения новых инвесторов. 

Одни сутки и «дистанция огромного масштаба» разделили два мероприятия, где обсуждали иностранные инвестиции в казахстанской экономике.

10 июня на Совете иностранных инвесторов главы зарубежных компаний, которые давно работают в Казахстане, просили решить уже существующие проблемы. А 11 июня на отчетной встрече глава нацэкономики Асет Иргалиев рассказывал, как собирается действовать правительство, чтобы привлечь новых инвесторов в страну.

Голоса инвесторов

Участники Совета иностранных инвесторов, в числе которых представители западных нефтяных компаний, таких как Chevron  и Royal Dutch Shell, и машиностроительных гигантов вроде GE, жаловались на то, что все новые инициативы властей по поддержке инвесторов касаются только вновь созданных компаний, а уже работающих на рынке игроков обходят стороной. Кроме того, они просили обеспечить налоговую стабильность и устранить противоречия в законах.

Так, по словам председателя совета директоров ERG Sarl Александра Машкевича, министр нацэкономики РК предложил поднять ставку налога на добычу полезных ископаемых для твердых полезных ископаемых на 60% и ставки КПН для ГМК – с 20 до 24%.

«Просим установить мораторий на повышение налоговой нагрузки для производителей и поручить правительству продолжить работу по совершенствованию налогового администрирования», – приводятся слова Александра Машкевича в тексте выступления, распространенном по итогам мероприятия.

Вагит Алекперов, президент «Лукойла» (компания участвует в консорциумах на нефтяных месторождениях и запустила в Казахстане предприятие по выпуску ГСМ), обратил внимание на противоречия между статьями Налогового и Предпринимательского кодексов. Например, в Налоговом прописан механизм возврата превышения НДС для инвестиционных при­оритетных проектов.

Но воспользоваться им могут только вновь образованные юридические лица, сказал Вагит Алекперов. В то же время из Предпринимательского кодекса требование быть «новым юрлицом» уже исключили.

«Мы предлагаем довести эту инициативу до конца и внести соответствующие изменения и в Налоговый кодекс. В ином случае этот механизм не будет работать», – заявил глава «Лукойла».

Помогать или не помогать

Свои предложения озвучили и эксперты. Анна Бьерде, вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии, поставила под сомнение необходимость в адресной государственной помощи инвесторам.

По ее мнению, поддержка может исказить «основные принципы рынка». Помощь конкретным предприятиям или отраслям ставит в невыгодное положение игроков, которых оставили без поддержки. Это может привести к отвлечению ресурсов от предприятий, предпочитаемых рынком, к предприятиям, предпочитаемым политиками, и к ухудшению состояния экономики в целом.

В противовес Анне Бьерде другой эксперт – Констанц Ульмер-Айлфорт из BakerMcKenzie – предложила помочь отдельной отрасли – легкой промышленности. Легпром, по ее мнению, сейчас «является в значительной степени недостаточно развитым». Ульмер-Айлфорт отметила, что одежду и текстиль можно сделать одними из ведущих несырьевых экспортных товаров страны, но при условии предоставления льгот.

Кроме мер по типу привлечения в Казахстан западных брендов и строительства «современных заводов и фабрик», иностранный эксперт предложила предоставлять под новые производства земли в долгосрочную аренду с низкими затратами и господдержку для их строительства.

Более того, по мнению Констанц Ульмер-Айлфорт, легпрому помогут снижение тарифов на электроэнергию и освобождение от налогов, например от КПН, социального налога, налога на землю и имущество. Именно это, сказала эксперт, поможет привлечь в страну модные западные бренды и магазины и сделать Казахстан конкурентоспособнее в сравнении с, например, Вьетнамом и Малайзией.

Индивидуальный подход

У казахстанских властей тем временем свой взгляд на вза­имодействие с иностранными инвесторами. На отчетной встрече с населением 11 июня министр нацэкономики Асет Иргалиев рассказал, что в Казахстане для инвесторов создаются новые условия, предусматривающие точечную работу с каждым держателем капитала.

В качестве примера такой работы он привел данные о количестве состоявшихся в прошлом году заседаний координационного совета по вопросам привлечения инвестиций (21 заседание) и инвестиционного штаба (4 заседания).

Иргалиев упомянул также, что в Казахстане, чтобы привлечь инвесторов, внедряют новые инструменты, к примеру, соглашение об инвестициях. 

Соглашение будет заключаться напрямую с агентом правительства по инвестициям (им может выступать отраслевое министерство или KazakhInvest). Подпадут под него проекты с инвестициями не менее 7,5 млн МРП (22 млрд тенге в 2021-м), а само соглашение будет действовать 25 лет. Основной интерес для инвесторов в таком соглашении – это их защита от введения новых налогов и платежей в бюджет, повышения ставок, изменения объекта налогообложения и налоговой базы, а также других фискальных мер.

Первое соглашение об инвестициях в январе 2021 года заключил Минсельхоз и инвестор с нидерландской пропиской VALLEY KUSTO GB BV. Инвестор должен запустить в Казахстане производство систем орошения и управления урожайностью сельскохозяйственных культур. 

Практику таких соглашений хотят расширять, а их условия – усовершенствовать.

«Планируется сократить сроки заключения инвестиционных соглашений и снизить количество арбитражных разбирательств. Разрешение инвестиционных споров будет проходить в досудебном порядке (…) Новые стимулы по привлечению инвестиций найдут отражение в новой концепции инвестиционной политики до 2025 года», – сказал в своем докладе министр.

Эти и другие меры, по мнению властей, должны за пять лет увеличить объем привлеченных прямых иностранных инвестиций до $30 млрд.

Юрия Масанов

Фото: Pixabay

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий