Установить верхний ценовой предел на услуги магистральной железнодорожной сети на уровне единицы, КРЕМ во взаимодействии с КТЖ рассмотреть эффективность использования затрат национального перевозчика грузов, а также ознакомить потребителей с ходом реформирования железнодорожной отрасли, — с такими предложениями исполнительный директор АГМП Николай Радостовец выступил на прошедших в Комитете по регулированию естественных монополий МНЭ РК публичных слушаниях. На них рассматривались заявки АО «НК «Қазақстан темір жолы» на утверждение тарифов и тарифных смет по регулируемым услугам в сферах магистральных железнодорожных сетей, предоставления подъездных путей и передачи электрической энергии на 2021-2025 годы. Окончательное решение по итогам рассмотрения заявленных тарифов на ближайшие пять лет КРЕМ планирует принять до конца ноября текущего года.
Особое внимание на слушаниях, в которых участвовали представители министерств энергетики, индустрии и инфраструктурного развития, НПП РК «Атамекен», отраслевых ассоциаций и потребители услуг АО «НК «КТЖ», было уделено проекту тарифов на регулируемые услуги МЖС на период 2021-2025 гг., поскольку они затрагивают многие сферы экономики, касаются перевозок большинства видов грузов – от угля, железной руды, нефтепродуктов до зерна, удобрений и т. д.
В июле текущего года АО «НК «КТЖ» направило в КРЕМ заявку на утверждение новых тарифов на услуги МЖС на период 2021-2025 годы, предусматривающую рост среднеотпускного тарифа на услуги МЖС в 2021 году на 42,8%, и на 12% — в каждый из последующих четырех лет, а также дифференциацию тарифа МЖС по видам тяги – рост заявленного среднеотпускного тарифа для грузов, перевозимых в электротяге, на 12,6%, и снижение заявленного среднеотпускного тарифа для грузов, перевозимых в теплотяге, на 14,8%.
Участники слушаний, ознакомившись с проектами инвестиционной программы и тарифной сметы на услуги МЖС на 2021-2025 гг., представленными КТЖ, выразили обеспокоенность тем, что заявленный рост тарифов на услуги МЖС выше уровня, который ранее обсуждался на совещаниях рабочих групп и превышает целевой коридор годовой инфляции, установленный в пределах от 4 до 6 %.
Дискуссии вызвали и предложенные коэффициенты ценовых пределов, в рамках которых может повышаться или снижаться установленный уровень тарифа на услуги МЖС. При этом на период с 2021 по 2025 гг. предусматриваются коэффициенты от 0,89 (понижающий) до 1,47 (повышающий).
Глава АГМП внес предложение зафиксировать верхний ценовой предел на уровне единицы и корректировать этот механизм лишь в случае острой необходимости.
Такую точку зрения поддержал и заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Евгений Больгерт. По его словам, ценовые пределы вызывают обеспокоенность у бизнеса, потому что они влияют на общий уровень тарифов. По мнению спикера, надо ориентироваться на РФ, где определен максимальный коэффициент ценового предела на уровне единицы. И у нас правилами, утвержденными Приказом № 90, также введены ограничения максимального предела, предельный коэффициент равняется единице.
В свою очередь председатель Комитета по регулированию естественных монополий Асан Дарбаев отметил, что в 2021 году ценовые пределы не будут ощутимыми. Но в последующем, после доработки правил, они будут объективными, соответствующими международным тенденциям.
— Мы будем привлекать к доработке правил все заинтересованные стороны — НПП, частных перевозчиков, ассоциации, — открыто обсуждать, так как понимаем, что надо обеспечить интерес экспортеров для того, чтобы их товар был конкурентоспособным, и в то же время обеспечить объективную доходность национального оператора по перевозкам. Но это вопрос не сегодняшнего дня. Мы к нему вернемся в таком же составе в следующем году. Плодотворно поработаем и сделаем правила максимально объективными и понятными всем сторонам, — подчеркнул он.
Наряду с этим, исполнительный директор АГМП Н. Радостовец отметил, что заявка, которая подается с заведомо завышенными тарифами, с тем, чтобы КРЕМ их урезал, — не совсем корректный подход. Нужно подавать ту заявку, которая выверена, за которую отвечает КТЖ, сказал он. Поэтому он предложил КРЕМ во взаимодействии с КТЖ рассмотреть эффективность использования затрат национального перевозчика, чтобы объективно посмотреть, какие затраты реально нужны, а какие можно урезать. Но уровень инфляции должен стать предельной точкой, определяющей будущие тарифы. Бизнес должен точно знать, что они будут не выше уровня инфляции, поскольку компаниям надо формировать планы, проекты, просчитывать бизнес-модели.
В заключение руководитель ассоциации пожелал большей прозрачности работы КТЖ и предложил до принятия повышенных тарифов провести совещание в рамках взаимодействия с потребителями КТЖ, раскрыв проводимые реформы, чтобы они знали, как будет развиваться конкуренция в железнодорожной отрасли в ближайшие 5 лет.
Пресс-служба АГМП