BAMIN, бразильское дочернее предприятие ERG, подписало концессионный контракт с федеральным правительством Бразилии на строительство и эксплуатацию участка трансконтинентальной железной дороги Запад–Восток, или FIOL (Ferrovia de Integração Oeste–Leste). Теперь BAMIN планирует возобновить строительные работы, до сих пор проводившиеся госкомпанией Valec. Срок субконцессии составит 35 лет, из которых пять лет отведены на строительство, а 30 лет — на эксплуатацию. Объем инвестиций в развитие железной дороги, включая завершение строительства и в подвижной состав, должен составить ок. 3,3 млрд бразильских реалов (примерно 683 млн долл. США).
В торжественной церемонии официального оформления контракта в Суссуаране, муниципалитет Тангасу, приняли участие Президент Бразилии Жаир Болсонару, министр инфраструктуры Тарсисио Гомеш де Фрейтас, генеральный директор Национального агентства наземного транспорта Рафаэль Витале, губернатор штата Баия Руи Коста, Президент Бразильской государственной железнодорожной компании Valec Андрэ Кун, другие представители федеральных и местных органов власти, главный исполнительный директор ERG Бенедикт Соботка, генеральный директор BAMIN Эдуардо Ледшем.
Железная дорога FIOL была выставлена на аукцион Министерством инфраструктуры Бразилии в апреле 2021 года на бирже B3 в Сан-Паулу. BAMIN тогда выиграла аукцион на строительство и эксплуатацию первого 537-километрового участка железной дороги. Теперь, после подписанного концессионного контракта, у BAMIN есть 120 дней, чтобы оценить ход работ и другие связанные вопросы. Это этап станет предварительным для подготовки плана по возобновлению строительных работ во второй половине 2022 года.
«Без сомнения, речь идет о самом важном инфраструктурном проекте в штате Баия, который также очень хорошо структурирован, включая железорудное предприятие, железную дорогу и морской порт. Строящаяся железная дорога будет служить самому горнодобывающему сектору, а позже также агропромышленному бизнесу, который растет впечатляющими темпами, особенно на Западе”, — подчеркнул Тарсисио Гомеш де Фрейтас.
Для управления FIOL у BAMIN в штате уже есть специалисты с опытом работы в железнодорожном секторе. Кроме того, BAMIN может рассчитывать на международный опыт ERG, являющейся крупнейшим транспортным оператором в Центральной Азии и имеющей большой опыт в сфере железнодорожных грузоперевозок. Ежегодно компания перевозит более 50 млн тонн грузов, используя 10 000 собственных транспортных единиц. Каждый год размер парка требует технического обслуживания и ремонта 2500 вагонов и более 1000 операций по техническому обслуживанию локомотивов.
По словам Бенедикта Соботка, Группа уже передает свой опыт BAMIN и FIOL. “Мы знаем, что при строительстве железных дорог успешно развиваются города, люди получают новые возможности, а многие надежды воплощаются в жизнь. Так происходит во всем мире. Мы уверены, что в Бразилии FIOL сыграет необходимую связующую роль между регионами, городами и людьми для экономического роста и создания дополнительной стоимости, еще крепче соединяя запад и восток страны. По создаваемому логистическому и экспортному коридору ежегодно будут транспортироваться миллионы тонн руды, сельхозпродукции и других грузов. Группа присутствует здесь уже шестнадцать лет, мы верим в будущее Бразилии и видим огромный потенциал у населения страны, и рады, что реализуемый нами проект будет способствовать развитию этого потенциала и возможностей для местного населения, включая создание тысяч новых рабочих мест”.
С возобновлением строительства можно ожидать улучшения экономических показателей в стране как на федеральном уровне — ведь FIOL укрепит железнодорожную сеть и будет способствовать росту внешней торговли, — так и на местном уровне, в 20 муниципалитетах, расположенных вдоль маршрута новой железной дороги. BAMIN планирует установить более 30 погрузочных пунктов вдоль маршрута, поддерживая региональных производителей, а также сделает возможным появление новых производственных цепочек на пути железной дороги, включая открытие новых предприятий, что улучшит собираемость налогов, приведет к созданию рабочих мест и росту доходов. По оценкам Министерства инфраструктуры, в результате строительства железной дороги за пять лет будет создано, напрямую и опосредованно, 55 000 рабочих мест.
Железная дорога сыграет важнейшую роль в консолидации нового логистического экспортного коридора, который будет обслуживать штат Баия и Бразилию в целом. После завершения строительства FIOL сможет перевозить 60 млн тонн грузов в год, при этом BAMIN покроет третью часть этих объемов. Более 40 млн тонн грузопоставок будут доступны для использования другими горнодобывающими компаниями, предприятиями агропромышленного и прочих секторов, осуществляющими деятельность в охваченной проектом зоне.
Для самого BAMIN значение FIOL сложно переоценить, поскольку железная дорога станет частью комплексного логистического проекта, который соединит рудник Педра-де-Ферро в Каэтите́ с Южным портом, в настоящее время строящимся в Ильеусе (штат Баия). Компания начала коммерческую добычу железной руды в январе 2021 года и уже в этом году должна произвести 1 млн тонн. После завершения строительства Южного порта и FIOL (ожидаемый срок — 2026 г.), BAMIN сможет производить 18 млн тонн железной руды в год.
“Рудник Педра-де-Ферро, Южный порт, а теперь и FIOL, станут важнейшим механизмом экономических преобразований, а также основанием для дополнительной гордости жителей штата и всех бразильцев. Мы формируем новую логистику для интеграции запада и востока Бразилии, создавая, к тому же, новый и важный экспортный коридор. И FIOL, и Южный порт, безусловно, будут способствовать росту и устойчивому развитию региона. Штат Баия займет новое и важное место в национальной экономике, станет третьим по величине производителем железной руды в стране, создаст дополнительную стоимость, позволит увеличить доходы населения и повысить качество жизни”, — говорит Эдуардо Ледшем.
Ассоциация фермеров и ирригаторов (Associação de Agricultores e Irrigantes, или Aiba) с нетерпением ожидает внедрения FIOL, поскольку железная дорога позволит снизить транспортные расходы. По оценкам Ассоциации, FIOL сможет ежегодно отгружать более 10 млн тонн зерновых и волокон. “Кроме того, есть и потенциальный, неподсчитанный до сих пор объём грузов в таких областях, как животноводство, рыболовство, деревообработка, переработка целлюлозы, а также плодоводство, с расширением зоны производства какао на западе штата, равно как и бананов — по этой статье Баия является крупнейшим производителем в стране”, — заявил Одасил Ранзи, президент Aiba.
***
Три очереди железной дороги
Ввод в эксплуатацию FIOL запланирован в три этапа. BAMIN получила право на первый участок, который соединит города Илье́ус, Урусу́ка, Аурелиа́ну-Леал, Убайта́ба, Гонгожи́, Итажиба́, Итажи́, Жекиэ́, Маноэл-Витори́ну, Мира́нти, Таньясу́, Аракату́, Брума́ду, Ливраме́нту-ди-Носса-Сеньора, Лагоа-Реал, Риу-ду-Антониу, Ибьясусе́ и Каэтите́. С учетом еще двух участков, которые будут построены в перспективе, общая протяженность FIOL составит 1 527 км и достигнет штата Токантинс, где предусмотрено соединение с железной дорогой Север-Юг. Второй участок пролегает от Каэтите́ до города Баррейрас, а третий –– до города Фигейро́полис в штате Токантинс.
Железная руда премиум-класса
На руднике Педра-де-Ферро BAMIN добывает руду высокого качества, обладающую хорошей востребованностью на экспортном направлении. Добываемая руда отличается крайне высоким качеством, и благодаря содержанию 65% гематита в своём составе считается товаром премиум-класса: DSO 65. Переработка этого сырья в промышленности не требует воды и не потребляет много энергии, что выигрышно характеризует производимую железную руду также с точки зрения экологичности.
Южный глубоководный порт для судов грузоподъемностью до 220 000 тонн
Строящийся в Ильеусе Южный порт возводится совместно с правительством штата Баия. BAMIN будет экспортировать через порт свою продукцию, при этом мощности порта будут использоваться и для других грузов, таких как зерно, удобрения и разнообразные полезные ископаемые. Южный порт будет глубоководным и станет первым терминалом в северо-восточном регионе, способным принимать суда грузоподъёмностью до 220 000 тонн. Как и FIOL, он должен быть завершён и сдан в эксплуатацию к 2026 году.