В сентябре 2020 года в рамках Послания народу Казахстана Глава государства поручил Правительству разработать регуляторные механизмы, обеспечивающие полноценную загрузку сырьем отечественных обрабатывающих производств.
Во исполнение этого поручения в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития был проведен анализ регуляторного воздействия (АРВ) регуляторных инструментов в части наделения МИИР РК функцией регулирования ценообразования на металлы внутри страны. Результаты этого анализа были представлены на совещании, прошедшем на площадке Комитета индустриального развития МИИР РК.
Разработчики механизма акцентировали внимание на том, что основным сдерживающим фактором низкой загрузки перерабатывающих предприятий является цена на металлы внутри страны. Причиной тому они видят реализацию металлов на внутреннем рынке по ценам, сформированным на Лондонской бирже (LME) без вычета транспортных расходов до складов LME, с применением специальных премиальных надбавок к текущей биржевой цене.
Однако представители металлургических компаний на совещании не поддержали разработанный подход к регулированию цен на металлы и высказали свои сомнения, поделились возможными рисками.
Так, представители компаний ГМК не согласились с приведенными в анализе расчетами. С их точки зрения, цены Лондонской биржи металлов – это лишь ориентир, на практике экспортеры в большинстве случаев отгружают продукцию на китайский рынок, который и диктует свои условия. Кроме того, брать за основу только две цифры – цены на экспорт и цены на импорт, не детализируя их, — некорректно, они не дают полного понимания того, как формируется рынок. Металлурги приводили немало примеров полного удовлетворения заявок перерабатывающих предприятий и реализации им продукции на внутреннем рынке без надбавок, премий и каких-либо доплат, и не видели в этом проблем.
Задавали они и такой резонный вопрос:
— Сейчас мы загрузим предприятия металлом, а куда переработчики будут поставлять свою продукцию? Проводился ли анализ рынка сбыта?
Нет ясности и относительно этапности, ограниченности по времени предлагаемой нормы. Если она будет прописана в законе и будет действовать до тех пор, пока ее не отменят, то как быть в случае кардинального изменения ситуации на рынке?
С позиции АГМП, как отметил заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов, если задача стоит в обеспечении отечественных переработчиков сырьём по более низким ценам, то необходимо принимать альтернативные госрегулированию меры. В частности, возможно применение такого механизма, как использование нулевой ставки по НДС. Ассоциация разработала альтернативные варианты по АРВ и предлагает рассмотреть их на заседании Межведомственной комиссии под председательством первого вице-премьера.
— Даже по сегодняшнему совещанию становится очевидным, что у субъектов рынка всегда есть возможность договориться, сесть за стол переговоров. Не нужно загонять бизнес в регуляторные рамки. У нас не так много производителей металла и его потребителей, чтобы на уровне государства принимать решения о введении ценового регулирования на данном рынке, — сказал он.
Заместитель исполнительного директора АГМП поднял на совещании ряд вопросов. В частности, как при предлагаемом механизме будет решаться проблема возможных злоупотреблений, в частности, реэкспорта, когда компания будет получать доступ к дешевому металлу по нерыночным ценам и, возможно, извлекать из этого прибыль не путем переработки, а путем перепродажи в соседние государства.
Не исключен и такой потенциальный риск. Предприятие ГМК законтрактовало определенный объем продукции, но потребитель его не выкупил. Как быть в такой ситуации? Будет ли МИИР или другой госорган, выполняющий регулирующие функции, отвечать за гарантирование оплаты, компенсировать ущерб в виде упущенной прибыли?
Как отметил заместитель руководителя ассоциации, предлагаемый механизм нарушает принципы законодательства о трансфертном ценообразовании, «не вписывается» в принципы ВТО, ЕАЭС. Даже по Предпринимательскому кодексу введение ценового регулирования допускается только в исключительных случаях, не более чем на 180 дней, в качестве экстренной, временной меры.
На совещании предприятия ГМК не поддержали введение механизма регулирования ценообразования на металлы, в котором не просчитаны возможные риски и не прописаны защитные меры. Пока этот подход вызывает у них больше вопросов, чем понимания. В целом, как они убеждены, ценовое регулирование – не рыночный механизм, а напротив, уход назад, в плановую экономику.
Пресс-служба АГМП