Будет ли востребован уголь?

В Нур-Султане состоялся ежегодный международный конгресс ECOJER – Green Life Better, организованный ассоциацией ECOJER при поддержке Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран, программы развития ООН в Казахстане и Структуры «ООН-женщины».

В Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года, которая в настоящее время разрабатывается Министерством национальной экономики РК, предусматривается значительное снижение доли угольной генерации, вплоть до полного отказа от сжигания угля к 2060 году.

О том, к каким рискам это приведет с учетом текущей ситуации в энергопотреблении и специфики экономики Казахстана, исполнительный директор АГМП Николай Радостовец рассказал в своем выступлении на секции «Международное сотрудничество в области энергетического перехода», прошедшей в рамках конгресса ECOJER.

Исполнительный директор ассоциации отметил, что Казахстан богат углем, причем находящимся на поверхности. С другой стороны, в стране холодные зимы, и уголь является основным топливом в сельских населенных пунктах. Около 70% электроэнергии в стране генерируется на угольных электростанциях.

При этом горнодобывающие предприятия приняли на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности. Компании выполняют также жесткие требования, введенные с принятием нового Экологического кодекса.

Руководитель АГМП озвучил стоящие перед отраслью острые вопросы: как дальше развиваться отрасли, увеличивать или сокращать  производство угля и поставки его на экспорт? Будет ли востребован казахстанский уголь Европой, которая сталкивается с сокращением поставок газа и нефти?

Остаются открытыми и вопросы логистики отечественного  угля. Сейчас, например, скопились большие объемы твердого топлива, которые не могут быть доставлены потребителям  в Европу.

Вместе с тем, уголь крайне востребован в углехимии, газохимии и других сопутствующих производствах, которые можно развивать вокруг угольных разрезов. Из угля производят порядка 300 видов продукции. Но глубокую переработку угля в регионах возможно организовать лишь при поддержке со стороны Правительства. Необходима также научная, консультативная помощь в вопросах внедрения новых технологий.

– Мы надеемся, что совместными усилиями мы не только достигнем поставленных задач, но и сможем сохранить рабочие места, нарастить их количество, а также производить из угля не только тепло и электроэнергию, но и многие виды продукции, крайне необходимые потребителю, – подчеркнул Н.В.Радостовец.

Отвечая на вопрос спикера о том, вырастет ли потребность угля в Европе, глава представительства Европейского союза в Казахстане Кестутис Янкаускас сказал, что сейчас спрос на твердое топливо вырос, но в Европе надеются, что это будет в краткосрочный  период.

– Мы будем очень жестко отходить от нефти, особенно от поставщиков из России, – отметил он. – Рынок сам себя  в этом будет регулировать.  В дальнейшем в переходный период, наверно, мы будем использовать больше газа, как переходного топлива. И в перспективе перейдем на зеленые технологии. Те страны, которые уже сейчас имеют ресурсы и желание  в них инвестировать, окажутся впереди экономических процессов будущего. И еще. Нам всем абсолютно необходимо поработать над тем, как развивать взаимосвязи, транспортировку между Казахстаном и Европейским союзом.  Потому что был один путь, сейчас все меняется, и нам всем нужны альтернативы.   И когда у нас будут альтернативы, будет и выбор.

Что касается экспорта угля, то, по его мнению, это дорогой и трудоемкий процесс. Поэтому необходимо инвестировать в современные технологии и вывозить из страны более дорогую конечную продукцию.

Комментируя выступление исполнительного директора АГМП, министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали Брекешев отметил, что поднимаются, действительно, острые вопросы. Но у всех должно быть сформировано устойчивое понимание того, что переход на низкоуглеродное развитие неизбежен.

– Сегодня мы много говорили, что переход должен быть постепенный, не шоковый, и он должен быть справедливый для всех секторов экономики.  Поэтому мы сейчас очень тесно работаем с МНЭ, другими  заинтересованными государственными органами. Мы стремимся сблизить нашу систему торговли с европейской. В этом плане мы плотно работаем с европейскими коллегами. Надеюсь, эту работу мы продолжим. Времени осталось мало. Надо сегодня и сейчас начинать работать над тем, чтобы к 2060 году Казахстан пришел к углеродной нейтральности, – резюмировал министр.

Пресс-служба АГМП

Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в vk
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий