Без переработки местного вторичного сырья предприятие может стать неконкурентным на российском рынке.
«АрселорМиттал Темиртау» прекратил закуп казахстанского лома в феврале. Такую информацию в ходе горячей дискуссии об ограничении экспорта в Россию этого вида вторичного сырья из черных металлов на встрече с казахстанскими ломозаготовителями в Нур-Султане подтвердил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов. Чиновник решительно отверг наличие запрета на вывоз лома из страны, несмотря на все доводы участников рынка, о чем писал DalaInform.
В своем выступлении госслужащий напомнил, что летом прошлого года ломозаготовители и переработчики вторичного сырья в лице металлургических заводов подписали соглашение, согласно которому в первую очередь должен был насытиться внутренний рынок, а после потоки лома могли быть направлены в РФ. Он также рассказал, что в странах ЕАЭС — Беларуси, России, Армении, Кыргызстане сейчас также действуют ограничения или запреты на вывоз лома за рубеж.
«По итогам 2020 года наши отечественные металлургические заводы были загружены на 51%. Ferrum-Vtor, «Шымкент-Темир» — они вообще на 18% и 21% были загружены. 51% выходит по всем металлургическим заводам, потому что мы вместе загрузили наш гигант «АрселорМиттал Темиртау» на 90%», — уточнил вице-министр.
Ержанов подтвердил, что главные переработчики лома — «АрселорМиттал Темиртау» и KSP Steel из Павлодара экспортируют свою продукцию на тот же российский рынок. Эти предприятия не могут предложить такие же высокие цены, как российские конкуренты, однако их расценки остаются рентабельными для казахстанских ломозаготовителей, отметил госслужащий. Если они не будут использовать дешевое вторичное сырье, то могут потерять на российском рынке свои позиции, позже ответил чиновник, комментируя вопрос DalaInform.
«Налоги отечественными металлургическими заводами уплачены за 2020 годы — 190 млрд тенге, а ломозаготавливающая отрасль, может ей помешала прошлогодняя пандемия — на экспорт вывезли всего 580 тыс. тонн, а платили налогов в среднем на уровне одного млрд тенге. Вы представляете какая пропасть в оплате налогов между металлургическими заводами и ломозаготавливающими предприятиями», — аргументировал свою приоритетность Аманияз Ержанов.
Он обратил внимание участников дискуссии, что в России ежегодно перерабатывается 22 млн лома, где доля казахстанского сырья в 2019-2020 годах составила всего 2,3-2,5%. Притом, что 97% его импорта в РФ заходит из Казахстана, в основном в приграничные российские регионы, к примеру, на Магнитогорский металлургический комбинат в Челябинской области — около 30%, небольшие металлургические заводы в Свердловской области — 8% завозимого сырья, Кемеровской области — 7% и Алтайского края — 6,3%. Вместе с тем, 28% казахстанского экспорта лома направляется на Абинский электрометаллургический завод в Краснодарском крае.
Парируя аргументацию оппонентов, вице-министр пообещал рассмотреть с КТЖ и комитетом транспорта мининдустрии возможность применения понижающего коэффициента на услуги магистральной железнодорожной сети для ломозаготовителей западных регионов Казахстана, которым дороже возить вторичное сырье в Караганду и Павлодар, нежели в приграничные регионы РФ.
По информации Ержанова, основанной на данных российских источников, ежегодно из России экспортируется в среднем более чем 4,5 млн тонн лома, из которых больше 40% вывозится в Турцию.
«Мы знаем, что часть вашего лома казахстанского уходит по высокой цене, российские трейдера продают в Турции по 400-420 долларов за тонну, и оно уходит в Турецкую Республику. В прошлом году ушло более 2,5 млн тонн российского лома, считайте это часть вашего лома, в Турцию и на 22% экспортируется Россией в Беларусь, у которой вообще запрет на его экспорт», — сказал вице-министр, обратившись к участникам дискуссии.
Согласно расчетам госслужащего, к примеру, везти лом из Казахстана в Краснодарский край на самом деле невыгодно из-за длинного логистического плеча, однако российские трейдеры заинтересованы в реэкспорте казахстанского вторичного сырья через лежащие рядом порты Черного моря, убежден он.