КТЖ отбирает маржу у экспортеров

Железнодорожная монополия подала заявку на увеличение максимального индекса к тарифам на услуги магистральной сети для экспортных перевозок.

КТЖ направила заявление об изменении величин максимального индекса к тарифам на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) на 2024-2025 годы для экспортных перевозок. Оно было опубликовано в базе данных «Монополист» 8 января. Прежние ценовые пределы на железнодорожную сеть были утверждены на пятилетку комитетом по регулированию естественных монополий (КРЕМ) в ноябре 2020 года. В пояснительной записке монополия ссылается на изменения правил формирования тарифов, которые были внесены в ноябре прошлого года, передает inbusiness.kz.

«27 ноября 2023 года по итогам совещания по вопросам АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» премьер-министром республики Казахстан поручено министерству национальной экономики республики Казахстан совместно с министерством транспорта республики Казахстан и АО «НК «КТЖ» (по согласованию) проработать вопросы применения механизма ценовых пределов к тарифу на услуги магистральной железнодорожной сети для транзитных перевозок грузов в границах стран Евразийского экономического союза с 20 декабря 2023 года и для экспортных перевозок грузов в I квартале 2024 года». В связи с этим просим утвердить величины максимального индекса к тарифам на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети по отдельным направлениям перевозок грузов согласно нижеуказанной таблице», – говорится в документе.

К своей заявке железнодорожная монополия приложила обосновывающие материалы и расчеты, подтверждающие фактические затраты. Судя по всему, увеличение ценовых индексов повлияет на стоимость экспортных перевозок по железной дороге, а значит, затронет в основном экспортеров металлов и зерна.

Кроме того, к тарифной заявке КТЖ приложен еще один документ, предоставляющий сведения по изменению максимального индекса к тарифам в рамках ценовых пределов на регулируемые услуги МЖС на 2024-2025 годы.

В этой выкладке монополия формально не изменила суммы своих расходов и доходов по отдельным направлениям, родам грузов, типам подвижного состава и в зависимости от расстояния перевозок, связанных с предоставлением услуг МЖС на 2024-2025 годы. Однако в документ внесен допустимый уровень прибыли по ним, на 2024 год он прописан на уровне 535 млрд тенге, а на 2025 год – 669 млрд тенге. Кроме того, в этой таблице вставлена отдельная графа «основной долг по отдельным направлениям, родам грузов, типам подвижного состава и в зависимости от расстояния перевозок от предоставления услуг магистральных железнодорожных сетей», где на 2024 год указана величина в почти 180 млрд тенге, а на 2025 год – 218 млрд тенге.

Получается, что за счет изменения правил формирования тарифов монополия добилась широчайшего применения механизма ценовых пределов, то есть повышающих тарифы коэффициентов, на основании необходимости получения дополнительных доходов для выплаты ее раздутых долгов по кредитам. Фактически это позволяет ей ослабить регулирующие ограничения в тарификации МЖС для экспортеров.

При этом сама заявка на утверждение ценовых пределов рассматривается в упрощенном формате, без каких-либо общественных обсуждений в виде публичных слушаний, где потребители сетевых услуг на железной дороге могли бы высказать свои мнения. Более того, утверждаемые ценовые пределы могут использоваться КТЖ достаточно произвольно как по максимальной планке, так и по какой-либо средней или минимальной либо же вообще не применяться – это обогащает почву для злоупотреблений.

Можно посчитать, что в случае применения ценовых пределов на услуги МЖС с использованием верхней планки КТЖ сможет получить дополнительно от экспортеров 715 млрд тенге, или более 1,5 млрд долларов, в 2024 году. К слову, это почти в полтора раза больше предусмотренного в утвержденной тарифной смете на этот год дохода монополии от предоставления регулируемых услуг МЖС на всех сообщениях – 505 млрд тенге.

Правда, здесь стоит уточнить, что применение ценовых пределов определенных родов грузов и на различных экспортных направлениях будет обсуждаться и согласовываться госкомиссией по модернизации экономики на уровне премьера, которая рассматривает подобные заявки два раза в год, и скорей всего, она вряд ли удовлетворит потолки цен, предлагаемые КТЖ, в полном объеме.

Напомним, в ноябре сообщалось, что долг КТЖ на тот момент составлял 2,7 трлн тенге.

В конце декабря inbusiness.kz писал о желании «КТЖ – Грузовые перевозки» повысить свои тарифные коэффициенты на локомотивную тягу на 35% с 17 января 2024 года по всем видам направлений, однако тогда «дочке» КТЖ было отказано.

Данияр Сериков

Фото: из открытых источников

https://inbusiness.kz/ru/news/ktzh-otbiraet-marzhu-u-eksporterov

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости