АГМП предлагает резко снизить налог при работе с хвостохранилищами

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при работе с техногенными минеральными образованиями (ТМО), оставшимися после недропользователей, должен составлять 0,1 от существующей ставки, чтобы стимулировать инвесторов вкладываться в переработку ТМО, считает первый заместитель исполнительного директора республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Максим Кононов.

«Мы предлагаем синхронизировать отраслевое и налоговое законодательство. То есть если данная категория ТМО не относится к недрам, она априори не может облагаться НДПИ. Существуют также ТМО, находящиеся в собственности государства. По ним выдаются лицензии на недропользование. Для стимулирования таких ТМО мы предлагаем применять понижающий коэффициент — к примеру, 0,1 к действующим ставкам НДПИ», — сказал он в ходе правительственного часа по вопросам налогообложения в сенате парламента.

По его мнению, такие меры дали бы хороший толчок для начала масштабной переработки техногенных минеральных образований, имеющихся в стране. Кононов считает, что в настоящее время порядок налогообложения извлечения полезных компонентов из ТМО в недостаточной мере урегулирован нормами действующего Налогового кодекса.

«Применение стандартных ставок НДПИ при извлечении полезных компонентов из ТМО делает такие проекты нерентабельными. Помимо этого отсутствует определенность в вопросе обложения твердых полезных ископаемых из состава ТМО, находящихся в собственности налогоплательщиков и не являющихся недрами в понимании Кодекса о недрах», — сказал он.

Ставки НДПИ с начала 2023 года были повышены на 50% на биржевые металлы, на 30% — на остальные, поэтому любые меры государства по повышению налоговой нагрузки будут пагубными для отрасли, считает Кононов.

«Налоговая нагрузка на ГМК (горно-металлургический комплекс. — «Курсив») Казахстана сегодня уже превышает аналогичные показатели ряда стран. В частности, таких стран, как Чили, Австралия, Перу, Китай и другие, что, соответственно, существенно ухудшает привлекательность отрасли ГМК Казахстана по сравнению с нашими основными конкурентами в борьбе за инвестиции. В этой связи базовым предложением АГМП является стабилизация налогов для ГМК и создание предсказуемых условий для работы предприятий», — отметил он.

По его мнению, проблема недофинансированности геологоразведки напрямую связана с отсутствием гарантий возможности отнесения на вычеты затрат, понесенных недропользователями.

«В соответствии с действующими нормами статей 258 и 723 НК расходы недропользователя по контракту или лицензии не подлежат вычету при исчислении КПН (корпоративного подоходного налога. — «Курсив») при неуспешной разведке. Такие положения законодательства дестимулируют инвестиции в эту сферу. Мы предлагаем внедрить порядок, когда в случае прекращения контракта на разведку, в рамках которого отсутствует коммерческое обнаружение, расходы на геологоразведочные работы вычитались бы из совокупного годового дохода налогоплательщиков в налоговом периоде, когда прекращен контракт на разведку», — предложил представитель АГМП.

Он также отметил, что в соответствии с действующими нормами статьи 259 Налогового кодекса возможность учета расходов на геологоразведку по контракту при исчислении КПН на добычу недропользователя установлена только для нефтегазового сектора. Кононов считает, что отсутствие аналогичного права у недропользователей ГМК ограничивает инвестиционный потенциал данной сферы.

В качестве отдельной меры стимулирования проведения геологоразведочных работ АГМП предлагает ввести право недропользователя на возврат НДС по расходам на геологоразведку по истечении каждого налогового периода, независимо от результатов разведки или наличия экспорта. Экспорт продукции по окончании геологоразведки является основанием для возврата НДС по действующей схеме.

Министр национальной экономики Алибек Куантыров напомнил о существующих льготах по НДПИ для разработки новых месторождений. Он отметил, что вопросы налогового стимулирования геологоразведки в настоящее время обсуждаются. Сейчас есть льготы по налогу на добычу полезных ископаемых для разработки новых месторождений. Что касается ТМО, то министр считает, что недропользователи могут извлечь из них редкоземельные металлы, не уплатив налоги.

«Касательно урегулирования вопросов налогообложения извлечения полезных ископаемых из техногенных минеральных образований хотелось бы отметить, что сейчас данный вопрос частично решен. Если ранее был уплачен налог на добычу полезных ископаемых по металлам, которые имеются в составе ТМО, то при последующем извлечении таких полезных ископаемых из состава ТМО налог не уплачивается. Кроме того, есть риски извлечения из состава ТМО редкоземельных металлов без уплаты налогов», — сказал он.

По его словам, возможность облегчения работы с ТМО будет обсуждаться с учетом обозначенных рисков. Глава Миннацэкономики также пообещал проработать вопрос упрощения процедуры возврата НДС в геологоразведке.

Фото: из открытых источников

Жанболат Мамышев

https://kz.kursiv.media/2023-10-27/zhnb-agmptaxrate/

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости