Доктрина достижения углеродной нейтральности: для реализации или декларации?

Не принимать проект Доктрины достижения углеродной нейтральности РК до 2060 года в том виде, в котором его представили разработчики, а доработать документ, отложив вступление его в силу, – такая позиция АГМП была озвучена на совещании, прошедшем под председательством заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Талгата Темирханова с участием представителей госорганов, предприятий и отраслевых ассоциаций и союзов.

Отметив большое значение проекта Доктрины для горно-металлургического комплекса, в особенности для угольной отрасли, исполнительный директор АГМП Николай Радостовец обратил внимание на то, что документ не учитывает бизнес-проекты, которые реализуются в настоящее время в угольной промышленности. Предприятия наращивают объемы производства угля, в котором нуждаются потребители как внутри страны, так и за рубежом, есть проекты по увеличению объемов производства  вдвое. Поэтому важно, чтобы документ шел не в противовес реальному сектору, а учитывал тенденции его развития.

По мнению руководителя ассоциации, в документе, предполагающем развитие энергетики, не учтены природно-климатические, исторические особенности Казахстана. С одной стороны, у нас страна с холодным климатом, – уже 20 сентября в ряде регионов начинается подача централизованного теплоснабжения. С другой, Казахстан обладает значительными запасами угля, который лежит на поверхности. В республике работают десятки тысяч угольщиков, обеспечивающих топливом страну, поставляющих его на экспорт. Документ прописывает сворачивание угольной отрасли, но не отвечает на вопрос о том, что предпринимать в будущем.  

– Если мы будем сжигать меньше угля, то вокруг угольных месторождений необходимо создавать новые экономические модели переработки угля. Но этого в документе не предусмотрено, — заметил Н.В.Радостовец.

Остаются неясными и перспективы по замещению угля газом при том, что на сегодня ощущается дефицит голубого топлива.

Резюмируя выступление, исполнительный директор АГМП предложил не принимать Доктрину в  текущем варианте, а доработать его, отложив принятие документа.

На необходимости более детальной проработки документа, поскольку при принятии текущей его редакции он станет просто декларативным и неисполнимым, остановился заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов.

В частности, это касается угольной промышленности. В проекте Доктрины предусмотрены меры по снижению потребления угля, фактически по отказу от него, но при этом не приведены расчеты, не спрогнозированы экономические и социальные последствия от таких мер. А это могут быть увольнения работников угольных предприятий. Эффект для энергоемких предприятий может стать катастрофическим, потому что они потеряют свое конкурентное преимущество в виде дешевой электроэнергии.

Беспокоят представителей отрасли и нестыковки Доктрины с Экологическим кодексом, в том числе с внедрением наилучших доступных технологий. Угледобывающим предприятиям необходимо определиться: если им необходимо внедрять НДТ, то они должны заниматься модернизацией действующих мощностей, или им необходимо перестраиваться на низкоуглеродное развитие, и потому инвесторы ждут четкого сигнала, продолжать ли им вкладывать деньги.

В документе речь идет о переходе на газ, однако не определены гарантированные его источники. Кроме того, у предприятий возникают вопросы по технологиям, потому что не все технологически смогут перейти на газ. Проблемы водорода, связанные с хранением и транспортировкой, делают его применение в энергетике Казахстана нецелесообразным.

– Что касается ВИЭ, мы прекрасно понимаем, что они сами по себе существовать не могут, необходимо строительство объектов по балансировке выпадающих мощностей,  – об этом в Доктрине мы ничего не нашли, — отметил М.Кононов.

Позицию АГМП поддержал представитель ОЮЛ «Казхимпром»  Канат Оспанов. Он предложил назвать документ не Доктриной углеродной нейтральности, а Стратегией низкоуглеродного экономического развития, потому что он касается не только экологических, но и социально-экономических аспектов.

По его словам, в Доктрине предлагается удвоить долю ВИЭ в производстве электроэнергии к 2030 году. К 2040 году все децентрализованное отопление в зданиях должно быть электрифицировано. Пять лет спустя половина централизованного теплоснабжения должна быть электрифицирована, а угольное отопление будет полностью прекращено. Однако Доктрина не отвечает на вопрос о том, каковы будут в результате предложенных изменений тарифы на тепло и электроэнергию для бизнеса и населения? Однозначно, что тариф на электроэнергию вырастет в разы, минимум в 3-5 раз. Это приведет к неконкурентоспособности казахстанской продукции. Каким образом тогда будет выживать экономика Казахстана? В Доктрине нет ответа и на этот вопрос.

Доктрина предлагает полностью отказаться от угольного отопления и обогревать здания и дома электричеством. Однако это приведет к огромному удорожанию отопления. Ни население, ни предприятия не смогут оплачивать такой вид отопления. Для миллионов людей, проживающих в сельской местности, угольное отопление является единственно приемлемым вариантом. Никакие ветровые либо солнечные установки не помогут им зимой в 40-градусные морозы.

По мнению Каната Оспанова, требуется кардинальная глубокая переработка проекта Доктрины, исходя из национальных интересов Казахстана, новый вариант Доктрины должен быть согласован с НПП РК «Атамекен», отраслевыми союзами, министерствами и партией «Нур Отан».

Как в свою очередь прокомментировал вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжан Примкулов, документ, действительно, порождает экономические и социальные последствия, которые могут затронуть большие слои населения. Поэтому министерствам энергетики, индустрии и инфраструктурного развития, труда и социальной защиты населения предстоит пересмотреть систему работы. Кроме того, будет предусмотрен переходный период для разрешения спорных моментов.

Приводя аргументы в пользу принятия Доктрины, вице-министр сообщил, что такие Международные финансовые институты, как Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк развития, отказываются от финансирования проектов, связанных с углем. Следующий пример: на 84% сократилось число строящихся угольных станций с 2015 года. О полном отказе от использования угля заявили: Франция, Великобритания, Италия, Дания, Канада – с 2030 года, Германия – с 2038 года. Наряду с этим, планируется введение пограничного углеродного налога с 2023 года в форме отчетности и с 2026 года — на все экспортные товары.

– Если мы дальше будем наращивать угольную генерацию, то наш экспорт будет неконкурентным, — разъяснил А. Примкулов. — Тут дальше вопрос не в экологии. Чем больше угольной генерации, тем больше угольный след. В данной концепции большой акцент сделан на экономику. В документе указано, что он должен стать инструментом для роста ВВП, для роста доходов, поэтому  необходимо искать новые ниши на рынке. 

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Талгат Темирханов предложил взять паузу и заложить в документ реалистичные индикаторы, потому что уже сейчас цифры по газовой генерации требуют поправок.

— Мы говорили про концепцию по переходу к зеленой экономике, но ряда индикаторов все-таки не достигли, в том числе по переработке отходов. Сейчас мы устанавливаем индикаторы, а потом будем их корректировать, — отметил Т.Темирханов — Если сейчас мы подаем сигнал инвесторам, что отказываемся от угля, переходим на ВИЭ, что тогда будет с городами-спутниками Экибастуз, Сарань и другими, где уголь добывается? Что будет с людьми, которые заняты на добыче? Все эти вопросы надо обсуждать комплексно с участием министерств энергетики, труда и социальной защиты населения, других ведомств.

— Ваши обоснованные замечания в адрес концепции по переходу к зеленой экономике я принимаю. Почему мы не достигли некоторых индикаторов? Проблема в том, что они не были имплементированы со стратегическими планами других госорганов. Что касается низкоуглеродного развития, то мы сейчас закладываем его индикаторы в стратегические планы всех министерств, — ответил на его замечание Ахметжан Примкулов.          

По итогам совещания решено, что  НПП РК «Атамекен» направит в адрес Администрации Президента РК обращение, в котором обозначит озвученные предложения и замечания по проекту Доктрины достижения углеродной нейтральности.

Фото: из открытых источников

Пресс-служба АГМП

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий