АО «ТНК «Казхром», входящее в ERG, стало вторым предприятием в стране, где апробировали методику по установлению норматива подачи свежего воздуха для разбавления газов в выхлопе дизельных двигателей подземной самоходной техники до предельно допустимой концентрации. Новые нормативы будут способствовать снижению ручного труда и повышению производительности.
Апробация проведена по инициативе Комитета промышленной безопасности и будет продолжена и на других предприятиях Казахстана. Пробы воздуха брали на месторождении № 21 шахты им. 10-летия независимости Казахстана Донского ГОКа.
— Самое главное, что с новыми нормативами мы сможем спустить в шахту больше самоходной техники, а значит, отказаться от применения переносного оборудования и ручного труда, что облегчит труд горняков, — комментирует начальник службы горно-обогатительного производства «Казхрома» Нурлан Саринжипов. — Следует подчеркнуть, что при внедрении новых нормативов во главу угла ставится не экономический фактор, а безопасные условия труда и необходимость в использовании нового, менее токсичного самоходного подземного оборудования.
Современная техника стала более экологичной, топливо — более чистым. Этим и объясняется снижение норматива подачи свежего воздуха до новых апробируемых величин. И позволит либо увеличить количество и мощность самоходных машин, либо снизить энергозатраты на проветривание шахты.
— В начале 70-х годов для механизации подземных горных работ в шахтах на Ачисайском полиметаллическом комбинате в Казахстане применили самоходные машины с дизельными двигателями, — рассказывает инженер по горным работам департамента горного дела ERG Иван Мосиенко. — В то время система нейтрализации на машинах была несовершенна, а топливо низкого качества. Так, например, содержание окислов азота в выхлопе машин было выше 0,08%, а содержание серы в дизельном топливе доходило до 2 000 мг/кг. Тогда и был установлен норматив подачи свежего воздуха для разбавления газов выхлопа до предельно допустимых концентраций в объеме пяти кубических метров в минуту на одну лошадиную силу мощности двигателя. К слову, казахстанцы были удостоены Государственной премии СССР за внедрение самоходных машин в шахтах.
Но время не стоит на месте, и сейчас на подземных рудниках работают самоходные машины с двигателями внутреннего сгорания, соответствующие международным экологическим стандартам. И например, содержание окислов азота в выхлопе у них снизилось в пять раз, а дизельное топливо, применяемое в настоящее время на рудниках, соответствует экологическому классу К4 при содержании серы 50 мг/кг — снижено в 40 раз.
— Компания присоединилась к работе по изменению нормативов три года назад, — продолжает Иван Мосиенко. — Необходимость в этом возникла потому, что Стратегией развития предусмотрен ввод второй очереди шахты им. 10-летия независимости Казахстана и предполагается применение погрузочно-доставочных машин и автосамосвалов большой мощности. Мы столкнулись с тем, что сегодняшние нормы, прописанные в правилах промышленной безопасности, не соответствуют реалиям.
Инициативная группа, куда входили специалисты и от ERG, разработала методику расчета норматива подачи воздуха. Комитет промышленной безопасности под эгидой Ассоциации горно-металлургической промышленности организовал апробацию методики на пяти подземных рудниках.
Эту работу на Донском ГОКе проводили на месторождении № 21, курировал ее департамент горного дела ERG. Отбор проб воздуха проводился из выхлопной трубы и у кабины машиниста в присутствии рабочей группы, организованной Комитетом по безопасности МЧС РК. Анализы делали в пылегазоаналитической лаборатории Северо-Казахстанского филиала ТОО «ПВАСС». На этом месторождении экспериментально доказано, что при содержании окислов азота в выхлопных газах автосамосвала 0,012% подача свежего воздуха в объеме 3,6 куба в минуту на одну единицу мощности техники обеспечивает разжижение окислов азота ниже предельно допустимых концентраций в четыре раза.
Методика успешно прошла адаптацию на Донском ГОКе. Следующий этап пройдет в Жезказгане на шахте «Анненская». И тогда уже станет ясно, быть новому нормативу или нет.
Наталья ФУРТАТ