2020 год стал периодом перестройки формата работы для многих отраслей экономики не только нашей страны. Электронная коммерция, онлайн-сервисы выросли в разы. Но неизменным драйвером экономики остается отрасль промышленности. С какими показателями завершил 2020 год сектор промышленности страны и каковы основные направления работы на ближайшую перспективу, далее в обзоре.
По итогам 2020 года практически во всех секторах промышленности Казахстана наблюдается стабильный рост показателей.
В обрабатывающей промышленности рост составил 3,9 процента. Рост обеспечен за счет сектора машиностроения на 16%, в том числе в автомобилестроении на 53%, фармацевтике на 47%, металлургии на 2,6% и легкой промышленности на 15%. Положительная динамика наблюдается и в цветной металлургии. Рост составил 2,8%.
Увеличены объемы аффинированного золота (+8%), золота в слитках (+35%), серебра в гранулах (+17%), сплава Доре (+18%), алюминия первичного (+ 1%) и т.д.
В черной металлургии рост зафиксирован на уровне 4,1%.
Увеличены объемы производства арматурного проката (+7%), рельс (+9%), ферросиликомарганца (+27%), товарного выпуска арматуры, шаров и кругляка (+ 4,2%).
Фармацевтическая промышленность удерживает высокий объем производства на уровне 47%, полностью покрывая потребности внутреннего рынка в товарах первой необходимости.
В легкой промышленности рост составил 15% за счет увеличения производства текстильных изделий (+4,5%), одежды (+5,5%) и кожаной продукции (+131,1%).
В производстве бумаги и бумажной продукции объемы выросли на 16,4%.
В производстве деревянных и пробковых изделий обеспечен рост на 43,2%.
В производстве строительных материалов рост составил 1,8%.
Пакет антикризисных мер
Безусловно, без государственной поддержки и принятия антикризисных мер в период пандемии предприятиям отрасли было нелегко удерживать темпы производства и не сокращать рабочие места. По поручению Главы государства К. Токаева Правительством приняты и реализованы 3 пакета антикризисных мер. Это оперативные меры по поддержке населения и бизнеса, оперативные меры по сохранению социально-экономической стабильности и комплексный план по восстановлению экономического роста.
Благодаря этому 700 тысяч предпринимателей получили налоговые льготы. 80% заемщиков в пострадавших отраслях воспользовались льготами по отсрочке выплаты кредитов. Профинансировано около 40 тысяч проектов предпринимателей. Общий объем антикризисных мер правительства по поддержке экономики и населения составил 6,3 трлн тенге, что составляет 9% от ВВП.
Правительством совместно с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» в 2020 году был сформирован Перечень товаров производимых на территории Казахстана и их поставщиков, который содержит более 42 тыс. товарных позиций. Перечень дает возможность приобретения отечественной продукции (услуги) в упрощенном и приоритетном порядке.
Предусмотрена также актуализация данного перечня по мере поступления соответствующей информации от местных исполнительных органов или НПП «Атамекен».
Кроме того, внесены изменения в Правила приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых. Правилами предусмотрен специальный порядок приобретения товаров, работ и услуг используемых при проведении операций по недропользованию в период чрезвычайного положения. Порядок применяется исключительно в целях недопущения остановки и снижения объемов производства, а также должного обеспечения безопасности работников, задействованных в производственных процессах.
В регионах и городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент по поручению Главы государства проработан вопрос по индивидуальным антикризисным планам крупных отечественных предприятий.
Также разработаны антикризисные планы с системообразующими промышленными предприятиями, такими как: ТОО «Казцинк», Группа компании «KAZ Minerals», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «Казфосфат» и АО «Алюминий Казахстана». При осуществлении общей координационной и разъяснительной работы с акиматами регионов, планы были разработаны с другими крупными компаниями индустриального сектора (АО «Азия Авто», АО «Химфарм», АО «ТНК «Казхром», ТОО «АРБЗ», ТОО «ЕвразКаспианСталь», АО «АгромашХолдингKZ», ТОО «СарыаркаАвтоПром», АО «ССГПО», АО «Казазот», АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», ТОО «KSP Steel», ТОО «Проммашкомплект» и т.д.).
В целом по стране разработаны и утверждены более 150 индивидуальных антикризисных планов охватывающих горнодобывающую, обрабатывающую, нефтегазовую и пищевую промышленности и направленных на:
— сохранение объемов производства;
— социальную стабильность и сохранение занятости;
— общественную безопасность и обеспечение заказами и сырьем.
По всем отраслям обрабатывающей промышленности ведется постоянный мониторинг по возникающим рискам и проблемным вопросам.
Законодательное закрепление принимаемых мер
После антикризисных мер следующим шагом Правительства для поступательного развития в том числе промышленного сектора станет в первую очередь задача по повышению самодостаточности экономики. Об этом в своем в своем выступлении в ходе расширенного заседания Правительства с участием Главы государства сказал Премьер-Министр РК А. Мамин.
В рамках работы по наращиванию промышленного потенциала национальной экономики будет вестись системная работа по реализации Карты индустриализации.
Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана поручил до конца 2020 года разработать унифицированный Закон «О промышленной политике». Проект закона готов и в настоящее время обсуждается с бизнес-сообществом, отраслевыми ассоциациями и промышленными предприятиями.
Предусматриваемые в документе нормы решают комплекс проблем производителей. Основная из них — отсутствие единого законодательного акта, регламентирующего вопросы государственной поддержки промышленности. Действующий Предпринимательский кодекс РК регламентирует вопросы поддержки и защиты субъектов частного предпринимательства в целом.
С принятием закона «О промышленной политике» предприятия получат площадку высокого уровня для взаимодействия с Правительством — Межведомственную комиссию по вопросам промышленной политики. С ее помощью они смогут на системной основе решать возникающие проблемы, вместе с Правительством вырабатывать позиции по вопросам промышленного развития, участвовать в формировании промышленной политики.
Кроме того, будет создана основа для промышленной политики и мер государственного стимулирования. Так, меры стимулирования будут взаимоувязаны с продвижением промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках с учетом международных обязательств страны. Отдельное внимание будет уделяться вопросам повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, в первую очередь, обрабатывающей промышленности, включая повышение производительности труда, модернизацию производств и кадровое обеспечение.
Проект закона содержит множество нововведений.
К примеру, действующий Предпринимательский кодекс содержит отдельную главу, в которой перечислены меры государственной поддержки и элементы индустриально-инновационной инфраструктуры. Причем эти перечни являются закрытыми. Что это означает? Чтобы ввести новые или откорректировать существующие меры государственной поддержки, Правительство должно вносить соответствующие изменения в Предпринимательский кодекс. Поскольку законотворческий процесс довольно трудоемок, это может занимать несколько лет.
В таких условиях введенные или измененные меры поддержки к моменту принятия законодательных изменений могут утратить свою актуальность, или даже давать противоположный эффект.
Существующий механизм законодательного регулирования многих вопросов лишает Правительство гибкости и оперативности.
Для преодоления этих сложностей проект закона предусматривает новые подходы. К примеру, перечни мер государственного стимулирования и элементов индустриально-инновационной инфраструктуры будут открытыми.
Другим концептуальным нововведением станет введение практики оценки индустриального климата в стране по аналогии с существующими оценками предпринимательского или инвестиционного климата. Правительство будет оценивать влияние различных внутренних и внешних факторов на промышленное развитие, а также эффективность промышленной политики, в том числе оказываемых мер государственного стимулирования. Такие оценки будут ложиться в основу разрабатываемых программных стратегических документов, определяющих направления промышленной политики на среднесрочный и долгосрочный периоды.
Проектом закона фактически будет осуществлен переход от поддержки отраслей промышленности к стимулированию наиболее эффективных предприятий, производящих продукцию среднего и высокого уровня. Идеология такой поддержки заключается в увеличении потенциала конкретных промышленных предприятий, производящих востребованную промышленную продукцию.
Причем при предоставлении мер государственного стимулирования предприятиям — получателям будут выставляться встречные обязательства.
Проектом закона также сохраняются все существующие меры поддержки и предлагаются новые. Например, в законопроекте предлагаются новые меры государственного стимулирования субъектов промышленно-инновационной деятельности в виде предоставления промышленных грантов, а также субсидирования ставки вознаграждения по выдаваемым кредитам и совершаемым лизинговым сделкам банками второго уровня, Банком Развития Казахстана, иными юридическими лицами, осуществляющими лизинговую деятельность, зарубежным покупателям отечественной обработанной высокотехнологичной продукции и услуг.
https://primeminister.kz/ru/news/reviews/socialnaya-stabilnost-i-sohranenie-zanyatosti-promyshlennyy-sektor-kazahstana-zavershil-2020-god-s-polozhitelnoy-dinamikoy-tempov-razvitiya-2312711