Разрабатываются меры поддержки геологической отрасли

На заседании Подкомитета геологической отрасли Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности Президиума НПП РК «Атамекен», прошедшем с участием руководства Национальной палаты предпринимателей, Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, рассматривались меры поддержки геологической отрасли.

В своем докладе председатель Подкомитета геологической отрасли КГГУМП Президиума НПП РК «Атамекен», депутат Мажилиса Парламента РК Галина Баймаханова проинформировала об основных проблемах, с которыми сталкивается сегодня геологическая отрасль.  Первая из них – неэффективный механизм госзакупок работ по государственному геологическому изучению недр. Как сообщила спикер, в отрасль приходят люди, далекие от геологии, не прошедшие жесткий квалификационный отбор. Это связано с отсутствием регламентированных механизмов определения квалификационных требований к потенциальным поставщикам, критериев учета опыта работ и отнесения работ к однородным видам, отсутствием пороговых значений демпинга. Поэтому на заседании было озвучено предложение внедрить механизм аккредитации юридических лиц, претендующих на выполнение ГГИН, установить демпинговый порог на работы по ГГИН. Необходимо также внести изменения в наименования работ по геологическому изучению недр Единого номенклатурного справочника товаров, работ и услуг в соответствии со стадийностью выполнения работ, сформировать независимый экспертный совет из компетентных лиц с целью проведения независимой экспертизы и участия при определении объектов ГГИН и приемке работ по итогам выполнения ГГИН.

Вторая проблема, волнующая геологов, — это не отвечающие требованиям производства работ нормативные документы. Действующие нормы времени и расценок на проведение работ по государственному геологическому изучению недр основаны на советских нормативных документах и не соответствуют современным требованиям. Расценки на проведение работ, установленные в нормах, не дают возможности индексировать проекты с 2-3-х летним сроком выполнения. Поэтому настало время обновить эти документы.

В-третьих, отсутствует  механизм стабильного финансирования отрасли. Выход видится в законодательном обеспечении финансирования работ и исследований по геологическому изучению недр из отчислений недропользователей на НИОКР.

Четвертая проблема касается неравных условий выполнения работ по ГГИН между АО «НГК «Казгеология» и частными геологическими компаниями страны. Наряду с субъектами предпринимательства, национальная компания АО «НГК «Казгеология», которая будучи такой же сервисной компанией, как и другие участники рынка, составляет им конкуренцию, получая объемы работ по ГГИН напрямую посредством госзадания при поддержке уполномоченного государственного органа. В результате неравных условий с рынка услуг вытесняются частные геологические компании. В этой связи председатель Подкомитета геологической отрасли предложила обсудить вопрос о пересмотре функций АО «НГК «Казгеология» с привлечением МЭГПР РК, НПП РК «Атамекен» и других заинтересованных сторон, законодательно исключить возможность предоставления АО «НГК «Казгеология» государственных заданий на работы по ГГИН.

Следующая проблема связана с размытыми требованиями и необоснованными  ограничениями в осуществлении старательской деятельности. В этой сфере на сегодня отсутствуют четкие законодательные нормы по процедурам и срокам получения лицензии на старательство, существуют необоснованные ограничения по объемам добычи, глубине проведения работ, условиям финансового обеспечения последствий старательства. Тормозят старательское дело ограничения, заложенные в водном и земельном  законодательстве. В числе предложенных мер поддержки – урегулирование сроков определения территорий для старательства, которые не должны превышать 30 календарных дней, изменение до отметки 20 метров разрешенной  глубины буровых и иных земляных работ, снятие ограничения на максимально разрешенный объем добычи россыпного золота, пересмотр и установление более приемлемых механизмов расчета финансовых обеспечений. Кроме того, предлагается доработать и синхронизировать действующее законодательство о недропользовании, охране окружающей среды и водного законодательства в части экологических согласований, проведения работ на территории земель водного фонда и др., передать функции компетентного и надзорного органа по вопросам старательства территориальным подразделениям Комитета геологии МЭГПР РК.

И, наконец, шестая проблема — обложение работ по геологическому изучению недр налогом на добавленную стоимость, введенным в 2009 году. Этот фактор отрицательно сказывается на развитии геологической отрасли. Работы по геологическому изучению недр завершаются интеллектуальным результатом, который имеет научно-прогностическую ценность, но не имеет формальной рыночной стоимости. Поэтому необходимо законодательно освободить работы по геологическому изучению недр от уплаты НДС.

Комментируя ряд предложений, вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев выразил поддержку механизму аккредитации юридических лиц.

– Наличие аккредитации будет означать, что лицо, получившее аккредитацию, компетентно и гарантирует выполнение задач согласно требованиям стандартов, — отметил он. — При этом аккредитация должна быть независимой, и аккредитующееся лицо не должно влиять на взаимоотношения между Комитетом геологии и поставщиками услуг, проводящими ГГИН. Также необходимо определить четкие стандарты и критерии по аккредитации юридического лица, которое будет проводить ГГИН.

По его мнению, необходимо тщательно проработать вопросы о том, кто будет лицом, которое будет проводить аккредитацию, кто и как будет разрабатывать отраслевые стандарты.

Касаясь Единого номенклатурного справочника товаров, работ и услуг, вице-министр пояснил, что в настоящее время идет дополнение этого справочника. Дополнение справочника можно осуществлять  и на автоматизированной версии сайта, где каждый из подписчиков может в онлайн-режиме найти интересующую позицию и сформировать, направить заявку по их дополнению. При этом необходимо эти изменения согласовывать с Комитетом геологии в части перечня видов работ по геологическому изучению недр.

По вопросу формирования независимого экспертного совета из компетентных лиц с целью проведения независимой экспертизы и участия при определении объектов ГГИН и приемки работ по итогам выполнения этих работ, он заметил, что, во-первых, на сегодня объекты ГГИН определены Госпрограммой геологической разведки на 2021-2025 гг., а также другими программными документами, к примеру, комплексными планами развития областей или международными соглашениями. При подготовке Госпрограммы и комплексных планов документы согласуются со всеми отраслевыми объединениями. По согласованию также проводится независимая экспертиза.  Что касается приемки работ, то она осуществляется экспертной  комиссией при региональных департаментах, где также участвуют независимые эксперты. Вице-министр  также поддержал предложение об исключении НДС в геологической отрасли.

По итогам заседания Подкомитета геологической отрасли КГГУМП Президиума НПП РК «Атамекен» решено создать рабочую группу на площадке Нацпалаты предпринимателей для детального изучения всех озвученных предложений по поддержке геологической отрасли.

Фото: из открытых источников

Пресс-служба АГМП

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий