Компании ГМК справляются с влиянием пандемии лучше других отраслей
Компания PwC опубликовала глобальный обзор горнодобывающей промышленности и пришла к интересным выводам. В то время как в целом в мировой экономике наблюдается спад, в ГМК отмечается относительная стабильность.
По прогнозам экспертов на 2020 год, у 40 крупнейших горнодобывающих компаний мира незначительно, примерно на 6%, снизится EBITDA, то есть объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Темпы роста капитальных вложений тоже замедлятся, но это поможет освободить денежные потоки и даст компаниям возможность выплатить дивиденды.
В Казахстане наблюдается аналогичная ситуация. По данным официальной статистики, с января по август 2020 года горнодобывающая промышленность показала снижение промпроизводства лишь на 1,5% в сравнении с 2019-м. Игроки рынка говорят о стабильном финансовом положении, хотя отраслевые эксперты и отмечают, что в разгар пандемии компаниям приходилось решать возникающие проблемы в «ручном режиме».
Как компании прошли испытание
Одно из главных последствий пандемии для мира – это спад в глобальной экономике. Международный валютный фонд прогнозирует, что по итогам 2020 года она уменьшится на 3%. При этом, отмечают в PwC, 40 ведущих горнодобывающих компаний имеют хорошие шансы справиться с этими потрясениями.
Все дело в хороших результатах деятельности в 2019 году и в значительных капитальных вложениях. По оценкам экспертов, волатильность цен на сырьевые товары и нестабильность добычи из-за вспышки COVID-19 лишь умеренно повлияют на прибыль компаний из списка топ-40.
Казахстанский ГМК также смог адаптироваться к новым реалиям и стабильно пройти через первую волну пандемии, считает заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов. Эксперт отмечает, что у компаний получилось не допустить снижения объемов выпуска продукции, сохранить рабочие места и продолжить реализацию инвестиционных проектов «практически в полном объеме».
О стабильности производства в отрасли говорят и официальные цифры. По данным Комитета по статистике Министерства нацэкономики, в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров с января по август индекс промпроизводства составил 98,5%, то есть в целом по стране производство снизилось. Но произошло это из-за снижения добычи сырой нефти (индекс 97,5%) и предоставления услуг в горнодобывающей промышленности (индекс 93,6%).
При этом добыча угля в сравнении с 2019 годом почти не изменилась – индекс промпроизводства составил 99,7%, а добыча металлических руд и вовсе выросла – 101,3%.
Не без трудностей
Хотя производственные показатели и демонстрируют стабильность, работа в пандемию не обошлась без сложностей. В «Евразийской Группе» отмечают, что объемы производства предприятий холдинга по итогам восьми месяцев 2020 года остались на уровне такого же периода прошлого года.
Однако высокая волатильность цен на рынках и заболеваемость среди рабочего персонала, говорит заместитель председателя правления ERG по производству Франк Риттнер, потребовали от компании «особенных усилий» для выполнения производственного задания.
«Производство в целом справилось с вызовом пандемии за счет заблаговременных мероприятий для поддержания работоспособности основных процессов рудников и карьеров, фабрик, заводов и электростанций и выполнения плановых объемов производства продукции», – отмечает Франк Риттнер.
Замглавы АГМП Максим Кононов также отметил, что в период действия режима чрезвычайного положения и карантина многие проблемные вопросы ГМК приходилось решать в «ручном режиме». Хотя пандемия дала дополнительный импульс для цифровизации и автоматизации производств, отрасль в целом столкнулась сразу с несколькими крупными вызовами. Прежде всего это значительное падение спроса на традиционных рынках сбыта, к примеру, в Европе.
«В определенный момент произошла вынужденная переориентация отдельных поставок с европейского на китайское направление, что, в свою очередь, обнажило проблемы, связанные с ограниченными пропускными возможностями транспортной инфраструктуры. В частности, это касается пограничного пункта перехода Достык – Алашанькоу», – рассказывает Кононов.
Второй фактор, связанный уже напрямую с пандемией, – это рост расходов предприятий на профилактические и эпидемиологические мероприятия. У отдельных предприятий, по словам эксперта, до конца 2020 года эта статья затрат может достичь 4–5 млрд тенге.
Сильно влияет на экономику предприятий и снижение цен на выпускаемую продукцию и уменьшение спроса. «К примеру, в середине марта падение цен на отдельные металлы доходило до 25–30% к уровню начала года. Это не могло не отразиться на финансовом положении ГМК», – говорит замглавы АГМП.
Тем не менее пандемия сказалась на ценах на сырьевые товары по-разному. Например, котировки цветных металлов заметно снизились с января 2020 года из-за ослабления спроса и неопределенности в экономике. Так, падение цен на медь, цинк, свинец в процентах выражается двузначными цифрами. Медь в первом полугодии падала с $6200 в январе за тонну до $4600 в марте. Восстановление началось в июне, и сейчас цены находятся на уровне +5,8% к началу года. Цинк также упал с $2461 за тонну в январе, в апреле – до $1771, а на уровень начала года вышел лишь в августе. Свинец с $2024 за тонну в январе упал до $1578 долларов в мае и в августе также вышел на восстановительную траекторию – цена находится в пределах $1800–1900 за тонну.
А вот цены на железную руду в течение всего периода вспышки коронавируса держались на уровне выше $80 за тонну. Золото на фоне разразившегося экономического кризиса растет, +20% относительно 1 января.
Такая ситуация отражается на котировках компаний. Акции золотодобывающей Polymetal, работающей и в Казахстане, выросли в стоимости на Московской бирже с 1055 рублей в марте до 2031 рубля в конце августа. В самой компании отмечают, что ее предприятия не столкнулись с остановкой производства или сбоями в цепочке поставок.
Большая часть запчастей и расходных материалов закупается в России и Китае. Продажи и аффинаж золотых слитков также не подверглись отрицательному влиянию пандемии, поскольку аффинажные заводы в Казахстане продолжают работать в нормальном режиме.
Пересмотры поставок и будущая неопределенность
Растут в цене акции и у другого игрока рынка – национальной атомной компании «Казатомром». В середине марта ее ценные бумаги стоили $11,4, а в начале сентября – уже $15,8 за акцию на Лондонской фондовой бирже. Однако предположить, как компания будет чувствовать себя дальше, сложно.
В августе была опубликована консолидированная финансовая отчетность компании за первое полугодие, в которой уже отмечается снижение чистой прибыли на 37% – с 104 млрд тенге за шесть месяцев 2019 года против 66 млрд в 2020-м.
Комментируя отчетность, глава «Казатомпрома» Галымжан Пирматов отметил, что снижение количества работников на производстве и приостановка буровых работ на четыре месяца привели к задержке ввода новых плановых блоков в эксплуатацию. Это незначительно повлияло на добычу в первом полугодии, но во втором полугодии и по итогам года в целом влияние может быть уже «значительным».
Эксперты PwC ожидают снижения капитальных вложений как минимум на 20% за 2020 финансовый год. Аналогично и компания KPMG в своем исследовании «Влияние COVID-19 на ключевые секторы экономики Казахстана» отмечает, что «компании горнодобывающего сектора приостановили капиталоемкие проекты и пересматривают текущий план капитальных затрат».
Но пока сами игроки казахстанского рынка заявляют о сохранении инвестпланов. В ERG отметили, что сложившуюся ситуацию рассматривают не как «кризис», а как «время возможностей», в которое начинается реализация нескольких крупных инвестиционных проектов. К примеру, на ТЭЦ «Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения» планируется запуск четырех пусковых комплексов. В проект инвестируют 47,4 млрд тенге.
Другой игрок – «Казахмыс» – заявляет о перевыполнении планов. За первые шесть месяцев 2020 года предприятия «Казахмыса» произвели более 136 тыс. т меди, что на 13,7% выше показателя прошлого года, а золота – 2634 килограмма, или на 23,8% больше.
«Экономический кризис, вызванный началом пандемии и, как следствие, резким падением цен на металлы, стал ослабевать. Рынок металлов постепенно наращивает обороты, поэтому сегодня мы можем говорить о постепенном возвращении к прежним показателям», – прокомментировал заместитель председателя правления «Казахмыса» Адилет Барменкулов.
Однако заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов напоминает, что пока рано говорить о победе над пандемией, так же как и рано радоваться частичному восстановлению рынков. Вектор дальнейшего развития отрасли может определиться в ближайшие четыре-пять месяцев.
Юрий МАСАНОВ
Фото: PwC