В среднем тариф на транспортировку по железной дороге вырастет на 7% в 2021 году.
Перевозка угля и зерна по железной дороге подорожает в среднем на 4-6% в следующем году. Об этом говорится в выкладке комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ) об утверждении тарифов КТЖ на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС) на 2021-2025 годы.
«С учетом повышения тарифов МЖС и снижения цен на локомотивную тягу ожидается, что рост конечного железнодорожного тарифа с учетом четырех составляющих с 1 января 2021 года для грузоотправителей составит в среднем 7%. Также, следует отметить, что железнодорожные тарифы дифференцируются по видам перевозимых грузов. К примеру, повышение железнодорожного тарифа при перевозке социально-значимых грузов, как уголь и зерно, будет в рамках уровня плановой инфляции, то есть 4-6 %», — говорится в записке.
Как известно, тариф на перевозку грузов по железной дороге в среднем состоит из четырех основных компонентов — на 25% из тарифа на услуги магистральной железнодорожной сети, на 32,1% из стоимости услуги локомотивной тяги, на 1,4% из расценок на услуги грузовой и коммерческой работы и на 41,5% из стоимости услуги по предоставлению вагонов собственниками подвижного состава или операторами вагонов. Напомним, с 1 января 2021 года предполагается расширение доступа частных грузовых перевозчиков к магистральны железнодорожным сетям.
Прежние тарифы на МЖС у КТЖ были утверждены в 2015 году и действовали в 2016-2020 годы. В июле нацкомпания подала тарифную заявку на одобрение пятилетних расценок на использование железнодорожной сети в 2021-2025 годы, где была заложена дифференциация по видам тяги — электровозной и тепловозной. 27 ноября новые тарифы на сеть утвердили, сообщал DalaInform.
«В 2019 году Законом «О естественных монополиях» был введен механизм ценовых пределов на услуги МЖС, который дает возможность субъекту устанавливать гибкую тарифную политику с учетом определенных критерий. Так, в этом году впервые КТЖ на 2021-2025 годы утверждены ценовые пределы на услуги МЖС, которые позволяют КТЖ самостоятельно по заявке потребителя снижать тарифы — КТЖ ежегодно вправе корректировать уровень ценовых пределов», — поясняют в КРЕМ.
Параллельно, 17 ноября в КРЕМ поступила заявка от «КТЖ-Грузовые перевозки» на снижение предельных цен на регулируемые услуги локомотивной тяги с дифференциацией по ее видам. Решение по ней будет принято в третьей декаде декабря.
К слову, в КТЖ обещают, что деньги, полученные от повышения тарифов на железнодорожную сеть, будут потрачены целенаправленно на капитальный ремонт путей расстоянием 2979 км, смену стрелочных переводов, приобретение спецтехники. Из-за этого износ сетей снизится с 54,7% до 49,6%, а протяженность путей на более прочном железобетонном основании, нежели деревянное, на 2979 км увеличится. Любопытно, что в КТЖ ожидают, что скорость движения поездов на отремонтированных участках вырастет до 90-110 км/ч, хотя сейчас средняя скорость грузов по железной дороге в Казахстане не превышает 49 км/ч.
Со своей стороны отметим, что увеличение сетевого тарифа на перевозку по железной дороге может отразиться на стоимости энергетического угля, что добавит роста в тариф на производство тепла в городах, где используется богатырский уголь — Нур-Султан, Алматы, Караганда, Степногорск, Петропавловск. Рост практически не окажет влияния на внутренние зерновые цены, которые и так уже очень высоки из-за сложившихся мировых котировок и снижения курса тенге.
Данияр Сериков
Фото: railnews.kz