Вместо упрощения норм – их ужесточение

Ряд норм проекта нового Налогового Кодекса вызвал обеспокоенность у представителей бизнес-сообщества и экспертов. Свои замечания и предложения они высказали на совещании по обсуждению этого важного документа, прошедшем на площадке НПП РК «Атамекен».

Одним из актуальных вопросов является несвоевременный возврат превышения по НДС, который уже привел к существенным кассовым разрывам у ряда компаний ГМК, что повлияло на сокращение инвестиционных и социальных программ.

В своем выступлении на совещании первый заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов поделился точкой зрения о пересмотре возврата НДС в рамках нового Налогового кодекса. По его словам, органы госдоходов неоднократно заявляли об одновременном введении полноценного автоматического возврата дебетового сальдо по НДС (без проведения налоговых проверок) для всех плательщиков НДС в случае внедрения автоматической блокировки выписки ЭСФ при использовании системы e-Tamga. Однако в проекте отсутствуют данные положения, в связи с чем нивелируется содержательный смысл внедрения e-Tamga.

Кроме того, он отметил, что положения по возврату превышения НДС в целом изменены в сторону ужесточения, что не коррелирует с заявленным переносом борьбы с НДС-мошенниками с уровня покупателя на уровень поставщика (этап выписки ЭСФ).

Остается открытым вопрос начисления пени в пользу налогоплательщика. Пунктом 10 статьи 117 проекта нового Налогового кодекса предусматривается, что сумма пени, начисленная в пользу налогоплательщика при нарушении срока проведения возврата суммы превышения налога, подлежит перечислению на банковский счет налогоплательщика в день возврата суммы превышения налога.

При этом пеня не начисляется при нарушении срока проведения возврата суммы превышения налога на такую сумму превышения, в случае недостаточности бюджетных средств, предусмотренных в бюджетном законодательстве.

– Начисление пени в пользу налогоплательщика при нарушении государством сроков возврата превышения НДС является фактически единственным способом обеспечения исполнения налоговыми органами своих обязанностей по возврату превышения НДС, – подчеркнул М.Кононов. – В связи с этим в случае предоставления возможности не начислять пеню продолжающаяся на протяжении многих лет ситуация с задолженностью государственного бюджета по возврату превышения НДС и отвлечением оборотных средств налогоплательщиков, необходимых для реализации инвестиционных планов, выполнения социальных обязательств, значительно усугубится.

Он обратил внимание, что ситуация с недостаточностью бюджетных средств находится вне контроля налогоплательщиков, то есть у налогоплательщиков даже не будет возможности проверить, наступило ли такое обстоятельство, служащее основанием для неначисления пени.

– В целом порядок возврата превышения НДС в новом Налоговом Кодексе изменен в сторону ужесточения, – отметил первый заместитель исполнительного директора АГМП, касаясь таких ключевых аспектов, как усложнение процесса возврата НДС, применение системы управления рисками (СУР), тематические проверки по возврату НДС.

Резюмируя выступление, М.Кононов предложил исключить положения проекта Налогового кодекса по автоматизированной блокировке выписки ЭСФ и сохранить действующий порядок возврата превышения НДС с учетом доработки отдельных вопросов в целях устранения текущих проблем.

Пресс-служба АГМП

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости