Запасы техногенных минеральных образований (ТМО), расположенных на территории населенных пунктов и в пределах 1 тыс. м от них, предлагается разрешить добывать, сообщается в консультативном документе регуляторной политики проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования в целях улучшения инвестиционного климата».
«Запрет, установленный статьей 25 (Кодекса о недрах, которым операции по недропользованию на землях населенных пунктов и до 1 тыс. м от них запрещены — «Курсив»), не позволяет получить право недропользования на ТМО, расположенные в населенных пунктах. При этом добыча ТМО подземным способом невозможна, так как объекты расположены на поверхности земли. В свою очередь предоставление права на добычу ТПИ (твердых полезных ископаемых — «Курсив») из ТМО в пределах населенного пункта позволит высвободить занимаемые земли, улучшить экологическую обстановку (путем вывоза руды или хвостов), создать рабочие места», — говорится в тексте опубликованного документа.
Разработчики отмечают, что большая часть ТМО, образованных в результате деятельности рудников, на сегодняшний день расположена на территории населенного пункта либо в охранной зоне 1 тыс. м: терриконы в Восточно-Казахстанской области, в Балхаше, хвостохранилища Кентау и так далее. По сложившейся практике недропользователям приходится выкупать земли и дома местных жителей, оплачивая их переезд в другие населенные пункты. Теперь этого фактически предлагается не делать.
Вместе с тем разработчики считают, что добыча полезных ископаемых из таких ТМО должна быть нацелена на вывоз ТПИ с места расположения — без переработки их на месте, поскольку такая деятельность усугубит экологическую ситуацию. Поэтому при подписании соглашения о поддержке местного населения и согласовании оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), отмечается в документе, требования по сохранению экологической обстановки будут на первом месте.
Кроме того, документом предлагается облегчить условия работы старателей. По кодексу, претенденты на лицензию старателя должны иметь в собственности одну грузовую машину грузоподъемностью не более 10 тонн, буровое оборудование, а также экскаватор или бульдозер с объемом ковша в совокупности не более половины кубометра. Однако для старателя приобретение в собственность экскаватора и бульдозера для вскрышных и рекультивационных работ является дорогостоящим и нецелесообразным расходованием средств, поэтому для решения этой проблемы предлагается разрешить использование техники на правах аренды.
Также разработчики предлагают регламентировать по примеру зарубежного законодательства, какие суммы должны уплачиваться недропользователями при использовании земельных участков для геологоразведки в рамках частного или публичного сервитута (ограниченное право использования чужого земельного участка). При установлении частного сервитута предусматривается плата за сервитут и возмещение убытков. Однако из-за того, что стороны не могут договориться по данному вопросу, недропользователь не может начать геологоразведку. В документе отмечается, что отсутствие регламентации по составу сумм нередко приводит к необоснованному завышению ожиданий по суммам со стороны землевладельцев.
Жанболат Мамышев
Фото: из открытых источников