Угольщики предупреждают о риске дефицита топлива

Несмотря на середину лета, угледобывающие предприятия страны до сих пор не сформировали запасы твердого топлива — так называемую летнюю закладку угля, необходимую для бесперебойного прохождения отопительного сезона.  Эта мера традиционно позволяет избежать дефицита топлива в зимний период, стабилизировать цены и равномерно распределить производственные и логистические нагрузки. Вопросы подготовки к осенне-зимнему периоду и текущие проблемы отрасли были предметом обсуждения на заседании Подкомитета угольной промышленности при НПП РК «Атамекен», прошедшем под председательством его руководителя Асета Сыдыкова.

Представители угледобывающих компаний сообщили, что на сегодня сложилась  крайне напряженная ситуация. Энергопроизводящие предприятия остаются незагруженными, а графики поставок сорваны. В результате, по прогнозам отрасли, в сентябре–октябре угольщикам предстоит работать в условиях цейтнота, одновременно обеспечивая поставки коммунально-бытового угля населению и восполняя на теплоэлектроцентралях запасы угля, которые к тому времени будут значительно ниже положенных объемов.

– Еще несколько лет назад угольщики предлагали перенести сроки ремонтных работ на ТЭЦ с мая–июня на август–сентябрь. Это позволило бы увеличить объемы перевозок в годовом выражении и своевременно сформировать складские запасы. Тем более что сами ТЭЦ располагают инфраструктурой для хранения угля в течение всего года, – отметил Асет Сыдыков.

Председатель Подкомитета напомнил, что ранее для отгрузки 100 млн тонн угля энергопроизводящим предприятиям необходимо было привлекать кредиты или использовать собственные средства на сумму порядка 70 млн тенге, и таким образом уголь переходил на ТЭЦ и находился там на хранении. Сегодня, в условиях резкого роста железнодорожных тарифов, тот же объём поставок требует от угольщиков уже 200 млн тенге — при этом стоимость самого угля в последние годы росла в пределах инфляции или даже ниже.

– В таких условиях ни одно предприятие не готово передавать уголь ТЭЦ в долг, — подчеркнул А.Л.Сыдыков. – Это экономически нецелесообразно: требуется брать дорогостоящие кредиты и оплачивать высокую стоимость перевозки.

Дополнительной проблемой стало изменение тарифной политики в железнодорожной сфере, что делает невозможным своевременное заключение договоров с генерирующими предприятиями. В результате у энергетиков накапливается дебиторская задолженность перед угольщиками, которая препятствует авансированию и началу активной подготовки к отопительному сезону.

По мнению участников заседания, в условиях отсутствия финансовых ресурсов у ТЭЦ и резкого роста транспортных расходов летняя кампания по формированию топливных запасов фактически сорвана.

На заседании особое внимание было акцентировано на росте тарифов на железнодорожные перевозки – они не только повышаются 6 раз в год, но и рост этот неимоверно большой. Так, регулируемый железнодорожный тариф за последние пять лет вырос в два с половиной раза. На следующий год КТЖ заявил рост на 210% на тарифы МЖС на перевозку угля. Соответственно это приведет к тому, что почти в два раза вырастет регулируемый железнодорожный тариф. Получается, что к 2030 году тонна угля будет перевозиться по такому же тарифу, по которому перевозится тонна нефти, хотя она стоит в 30-40 раз дороже.

Угольщики считают неприемлемым многократное изменение тарифов КТЖ в течение года и тот подход, который планирует применить КТЖ к росту тарифов на магистральную железнодорожную сеть на ближайшие пять лет.

Еще одним ключевым вопросом повестки стало планируемое увеличение размера залогового обеспечения для участия в биржевых торгах углем. Представители угледобывающих предприятий отметили, что увеличение биржевого сбора станет серьезным барьером для новых участников рынка. Кроме того, будет нарушен принцип пропорциональности: сбор возрастет только для производителей, в то время как для покупателей останется без изменений. Между тем, как показал анализ, нарушения условий контрактов чаще происходят со стороны покупателей, а не со стороны производителей.

Как отметил председатель Комитета геологической, горнорудной, угольной и металлургической промышленности Президиума НПП РК «Атамекен» Николай Радостовец, дополнительным негативным последствием станет замораживание оборотных средств угледобывающих предприятий. По его словам, инициатива по повышению залога не улучшит взаимодействие между поставщиками и контрагентами, а лишь усилит финансовую нагрузку на отрасль.

По итогам обсуждения принято решение направить официальное обращение в Министерство национальной экономики, Министерство торговли и интеграции, а также в Агентство по защите и развитию конкуренции РК. В документе планируется выразить несогласие с предлагаемыми мерами, которые, по мнению собравшихся, ограничивают доступ к социальному углю.

Серьезную обеспокоенность участников заседания вызвало также отсутствие механизма включения недобросовестных региональных операторов в реестр нарушителей. Речь идет о случаях, когда они отгружают коммунально-бытовой уголь промышленным предприятиям, что приводит к вытеснению объёмов, предназначенных для реализации коммунально-бытовому сектору, и создает искусственный дефицит на рынке.

Члены Подкомитета высказались также против инициатив о введении государственного регулирования цен на энергетический и коммунально-бытовой уголь, и признания оптового угольного рынка общественно значимым для целей антимонопольного регулирования.

По их мнению, такой шаг не целесообразен, поскольку в стране планируется большой прирост энергетических мощностей — до 5 гигаватт. При этом основную нагрузку по поставкам твердого топлива (до 15–16 млн тонн) предстоит нести ТОО «Богатырь Комир». Для выполнения этой задачи потребуются значительные инвестиции в модернизацию производства. Однако введение ценового регулирования сведет на нет инвестиционную привлекательность отрасли, что в перспективе может привести к дефициту угля для электростанций.

Отдельно обсуждался вопрос предварительного уведомления угледобывающих предприятий о ценах на дизельное топливо, что позволит обеспечить возможности предварительного закупа и стабилизации себестоимости производимой продукции до конца календарного года.

Участники предложили Минэнерго ввести механизм уведомления о предстоящем изменении цен на дизельное топливо, по аналогии с аграрным сектором, — чтобы предприятия могли заранее закупить топливо и зафиксировать стоимость, стабилизируя себестоимость продукции до конца года.

На заседании также был рассмотрена инициатива о закреплении за угольными компаниями  обязательств по обеспечению сырьем углехимических производств.

 Как отметил Н.В.Радостовец, АГМП и угольные компании поддерживают развитие углехимии. Предприятия конструктивно продвигаются в этом направлении. Ряд угледобывающих компаний начал производить продукцию углехимии.

— Мы всегда готовы помогать, и сами занимаемся углехимией. Но все это должно формироваться на уровне рынка, а не каких-то разнарядок по каким-то специальным ценам, — поделился он мнением.

— Мы против такого вида обязательств, тем более не согласны с включением их в лицензии или контракты угледобывающих компаний, — подчеркнул директор департамента ГМК НПП РК «Атамекен» Рустам Шунтуков. – Это предложение не целесообразно, потому что в Казахстане есть разные марки углей, уголь добывается для разных целей. Такое универсальное обязательство для всех просто неисполнимо. Что касается развития углехимии, вопрос этот комплексный, надо изучать рынок и его возможности.

Рустам Шунтуков предложил провести всесторонний анализ потенциала углехимии, включая экспортные перспективы, рыночный спрос и возможные барьеры, с тем, чтобы выработать консолидированную позицию отрасли.

Пресс-служба АГМП

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости