Реформы в недропользовании: откат или продолжение?

Консолидировать сектор ГМК для дальнейшего продвижения реформ в недропользовании предложил председатель Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности Президиума НПП РК «Атамекен» Николай Радостовец на очередном заседании Комитета. На повестке были вопросы продолжения реформирования сферы недропользования в ГМК и подходы к развитию металлургических кластеров. В заседании приняла участие заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнара Бижанова.

О необходимости продолжения законодательных реформ в недропользовании ГМК рассказал исполнительный директор Республиканской ассоциации производителей драгоценных металлов Канат Баитов.

Он напомнил, что в октябре 2024 года состоялась презентация законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК «О недрах и недропользовании» по реализации поручений Главы государства», направленного на цифровизацию производства и повышение прозрачности процессов получения прав недропользования.

Вместе с тем, некоторые депутаты Мажилиса Парламента РК внесли свои предложения вне темы законопроекта и без консультаций с индустрией и Правительством, как этого требует закон. Поправки депутатов влекут за собой повышение расходов госбюджета на администрирование операций по добыче и ужесточение их регулирования.

Некоторые из этих предложений являются критичными для ГМК. К примеру, предложение по реанимированию принципа рационального и комплексного использования недр при добыче ТПИ к статье 202 Кодекса РК «О недрах и недропользовании».

– Многие недропользователи выразили категорическое несогласие с возвращением данного принципа, – отметил К.К.Баитов, обратив внимание на то, что принципы законодательства в сфере недропользования не раз пересматривались с учетом развития страны с периода обретения независимости по сегодняшний день, отражали в себе соответствующие этапы становления страны, которая переживала переход от плановой экономики к рыночной, от экономического коллапса до большого роста цен на сырье.

Возврат этого принципа не соответствует новым экономическим реалиям государственного устройства и ведения предпринимательской деятельности в сфере недропользования и приведет к откату ко временам советского периода государственной монополии в сфере недропользования.

В настоящее время законодательство о недропользовании переориентировано в сторону вовлечения недр в рыночную экономику, и утвержденные в Кодексе принципы преследуют цель обеспечения баланса интересов государства и инвесторов, а также сближения законодательства Казахстана в сфере недропользования с лучшим мировым опытом.

– Возврат принципа рационального и комплексного использования недр не соответствует международным стандартам CRIRSCO, которые приняты в Казахстане для привлечения иностранных инвестиций в геологоразведку и для осуществления импульса развитию ГМК в целом, — подчеркнул спикер. – Эти стандарты предусматривают, что всё, что может быть рентабельно извлечено и имеет промышленную значимость, должно быть оценено и учтено.

По его словам, принятие этих поправок депутатов приведет к необоснованному ужесточению регуляторных условий, излишним забюрократизированным процессам и созданию почвы для коррупционных правонарушений в регионах.

Следующее предложение касается централизации средств на НИОКР. Согласно этой поправке, предусматривается централизация средств, направляемых в рамках исполнения недропользователями обязательств по финансированию НИОКР, что фактически устанавливает новый «налог» для предприятий ГМК.

– Субъекты ГМК не согласны с предлагаемым механизмом, так как он не позволяет в полной мере решать задачи, стоящие перед ГМК, – уверен исполнительный директор ассоциации Драгмет. – Более того, финансирование НИОКР приобретет характер квази-налога, что с учетом его значительности скажется на существенном оттоке оборотных средств, планируемых недропользователями на развитие собственных разработок и внедрение новейших технологий. В результате недропользователи будут вынуждены существенно ограничить привлечение инвестиций в новые исследования, предназначенные для улучшения, модернизации, внедрения передовых технологий на действующих предприятиях и в регионах их присутствия, а также направленные на получение продукции с высокой добавленной стоимостью, исследования в области экологии, охраны труда, обеспечения безопасного ведения работ, энергосбережения в рамках производственной деятельности, что не соответствует концепции Кодекса РК «О недрах и недропользовании» и Закону РК «О науке и технологической политике».

К.К.Баитов остановился также на предлагаемом запрете на добычу твердых полезных ископаемых на подземных водных объектах. Принятие такой поправки неминуемо приведет к массовой остановке деятельности многих горнодобывающих компаний, что, в свою очередь, обернется серьезными негативными социально-экономическими последствиями, включая рост безработицы в регионах, зависящих от горнодобывающей промышленности, снижение налоговых поступлений в местные бюджеты. Крайне негативно это отразится и на инвестиционной привлекательности отрасли недропользования, отпугнув потенциальных инвесторов и замедлив развитие новых проектов.

Введение подобного запрета фактически сделает невозможной разработку целого ряда перспективных месторождений, расположенных вблизи водных объектов, где зачастую формируются залежи редких и редкоземельных металлов, а также полиметаллических руд, критически важных для различных отраслей экономики.

Более того, такие поправки депутатов противоречат государственной политике развития геологоразведки и стратегии привлечения иностранных инвестиций в страну. О важности реализации этих задач постоянно подчеркивается в выступлениях Главы государства.

Резюмируя выступление, К. Баитов предложил тщательно взвесить все последствия и рассмотреть альтернативные подходы к решению вопросов охраны водных ресурсов, чтобы обеспечить гармоничное развитие экономики и экологии.

По этому вопросу на заседании выступили президент Казахстанской горнорудной палаты Руслан Баймишев, партнер и со-учредитель Haller Lomax Тимур Одилов.

— В Парламенте мы встретили серьезное сопротивление продолжению реформы, — сказал председатель Комитета Н.В.Радостовец, отметив, что отрасль начинает стагнировать, и, если сейчас не будут предприняты кардинальные шаги, то ряд компаний вынуждены будут сдать свои лицензии. Он предложил объединить усилия всего сектора ГМК и сформировать единую платформу по продвижению реформ в недропользовании. По его словам, необходимо обновить Рабочую группу по внесению изменений и дополнений в Кодекс о недрах и сопутствующих поправок в Земельный, Водный кодексы, объединив поправки, предлагаемые предприятиями отрасли, иностранными инвесторами, геологическими ассоциациями и экспертами.  Руководитель Комитета убежден, что без консолидации отрасли, сближения позиции всех ее представителей невозможно дальнейшее продвижение реформ.

Управляющий директор Департамента ГМК НПП РК «Атамекен» Рустам Шунтуков презентовал инициативу НПП по развитию кластеров в ключевых отраслях экономики.

— Суть инициативы НПП по развитию кластеров заключается в том, что вокруг одного или двух крупных предприятий создаются кластеры, которым предоставляются меры поддержки, в том числе доступные займы институтов развития, инфраструктура. Вблизи крупных компаний появятся малые заводы и фабрики, которые будут производить из первичного сырья продукцию высокого передела, — прокомментировал он.

По его информации, на сегодня реализуется план по развитию кремниевого кластера на территории СЭЗ «Туркестан». В рамках кластера планируется наладить производство поликристаллического кремния с последующим выпуском из него солнечных панелей.

Наряду с этим, НПП совместно с Правительством РК и холдингом «Байтерек» осуществляют проекты по созданию пяти аграрно-индустриальных кластеров, которые будут специализироваться на производстве сахара, молочной продукции, выращивании томатов и т. д.

В качестве примера развития кластера в ГМК спикер привел АО «Qarmet», вокруг которого планируется создать металлургический кластер с целью развития коксохимического, доменного, сталеплавильного, сталеразливочного производства. Qarmet подписал соглашение с «Байтереком», проводит переговоры с Банком развития Казахстана, Фондом развития промышленности, МПС РК с тем, чтобы привлечь заемные средства. 

— Мы планируем создать Рабочую группу, собрать экспертов, представителей производства, чтобы определить, какие стратегические направления в части кластеров можем выбрать, — уточнил Р.Шунтуков. — Следующий на подходе – медный кластер. Такой синергией, таким взаимодействием НПП планирует найти точки роста, чтобы увеличить долю переработанной продукции в структуре ВВП.

Сложности в этом вопросе, по его словам, связаны с определением методологии создания кластеров с учетом специфики сырья и готовой продукции, а также с ограничениями в действующих нормативных правовых актах.

Председатель Комитета Н.В.Радостовец предложил поддержать инициативу НПП в части создания кластеров и отработать концептуальные основы формирования кластеров. В данном направлении, как отметила заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Г. К.Бижанова, на площадке НПП будут созданы проектные команды, в том числе по сектору ГМК.

— Нам необходимо реализовать этот новый формат работы, — добавила она. — Ждем предложений, как развиться и начать работать.

Первый заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов выступил с предложениями по изменению состава Комитета. Поскольку в Комитет могут входить исключительно аккредитованные ассоциации, предстоит провести ревизию его состава. Кроме того, будет введен порядок об исключении членов Комитета, не участвовавших в заседаниях три и более раз без уважительной причины. Комитет переходит в активную фазу деятельности, поэтому его персональный состав будет актуализирован.

Пресс-служба АГМП

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости