Представители отрасли обозначили системные риски и пути их преодоления

В условиях растущих вызовов для горно-металлургического комплекса бизнес-сообществу необходимо объединиться для решения ключевых вопросов, связанных с продолжением реформ в отрасли, перспективами научных исследований, тарифной политикой на железнодорожные перевозки. Об этом речь шла на очередном заседании Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности Президиума НПП РК «Атамекен», прошедшем под председательством руководителя Комитета Николая Радостовца. В работе Комитета приняла участие заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнар Бижанова.

Первым вопросом повестки дня подводились итоги прошедшего на днях XV Международного горно-металлургического Конгресса «Astana Mining & Metallurgy», а также обсуждался проект итоговой резолюции.

Председатель Комитета Николай Радостовец подчеркнул, что участники конгресса выступили в поддержку реформ в сфере недропользования, поскольку в отрасли ухудшился инвестиционный климат, отмечается падение объемов производства. Были озвучены предложения по дальнейшему переходу на международные стандарты CRIRSCO, введению роялти, расширению возможностей по освоению редкоземельных металлов, внесению изменений в Кодекс о недрах, Земельный и Водный кодексы.

— Мы видим, что в последние месяцы на сектор ГМК оказывается давление, которое привело к снижению объемов производства, — сказал Н.В.Радостовец. — Это беспрецедентная ситуация для отрасли. ГМК всегда был ведущей базовой отраслью Казахстана.

На ужесточение требований к ведению бизнеса и радикальный разворот от реформ в недропользовании, будь то Кодекс о недрах или смежное законодательство, которое вкупе с повышением тарифов, экономическим давлением, ставит под вопрос целесообразность проектов в отрасли, обратил внимание партнер Haller Lomax  Тимур Одилов.

Участники заседания поддержали проект резолюции, зафиксировавший необходимость принятия мер по обеспечению устойчивой регуляторной среды без резких изменений законодательства, по продолжению реформ, направленных на прозрачность и эффективность взаимоотношений бизнеса и государства, а также по внедрению международно признанных стандартов отчетности о минеральных ресурсах и запасах.

Вторым вопросом обсуждалась инициатива о централизации отчислений на НИОКР в размере 1% от затрат предприятий ГМК. Было отмечено, что полная централизация отчисления средств недропользователей, предназначенных на НИОКР, приведет к рискам, связанным с потерей гибкости, снижением эффективности и ослаблением прикладной направленности научных исследований. Так, появится риск потери «заводской науки» – снижения прикладной направленности исследований и их связи с реальным производством. Недропользователи лишатся возможности самостоятельно формировать повестку НИОКР под специфические технологические задачи. Возможен перекос в сторону административных расходов и консультационных структур при ограниченном бюджете на прикладную науку.

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнар Бижанова представила компромиссный механизм: 30% от 1% от затрат на добычу будут централизованы, а 70% останутся в распоряжении недропользователей для финансирования научных исследований в собственных и отраслевых научно-исследовательских центрах. При этом члены Комитета выразили однозначную позицию против создания различного рода фондов для аккумулирования средств на НИОКР.

На заседании Комитета обсуждалась также реализация Дорожной карты по разработке новой тарифной политики АО «НК «КТЖ» на услуги магистральной железнодорожной сети и деятельность соответствующей Рабочей группы, созданной при Министерстве транспорта РК. Управляющий директор Департамента ГМК НПП «Атамекен» Рустам Шунтуков сообщил, что КТЖ проводит работу по пересмотру методики формирования тарифов на услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом с привлечением международного консультанта в лице Pricewaterhouse за счет средств самого КТЖ. Он обратил внимание на периодические попытки ограничить представленность бизнеса в Рабочей группе при Минтрансе, неприемлемость системы бинарного голосования, не допускающей обсуждение вопросов.

На заседании прозвучала критика предложений КТЖ по отмене дифференциации тарифов в зависимости от рода грузов. Такая мера, по мнению участников, нанесет ущерб как ГМК, так и другим отраслям, поскольку рост тарифов на массовые грузы, такие как уголь, руда, неизбежно приведет к удорожанию электроэнергии и тепла. Разрушение тарифной структуры приведет к скачку инфляции в стране и утрате конкурентоспособности казахстанских производителей, ослабит позиции отечественных экспортеров на мировом рынке. Представители Комитета выразили обеспокоенность непрозрачностью процесса, отсутствием учета доходов от транзита и рисками резкого роста тарифов.

По итогам обсуждения участники выступили за необходимость продлить сроки разработки новой методики тарифообразования, провести независимый аудит и анализ тарифной политики, выйти из состава действующей Рабочей группы при Минтрансе и сформировать Рабочую группу на площадке НПП с участием отраслевых ассоциаций.

Комитет поддержал идею обращения в Правительство с предложением реформировать тарифную методику с учетом интересов всей экономики, обеспечить дифференциацию по родам грузов и справедливое распределение нагрузки между транзитными и внутренними перевозками. Принято решение подготовить официальное обращение в Правительство с изложением консолидированной позиции отрасли.

Пресс-служба АГМП

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости