Предприниматели и отраслевые ассоциации попросили показать план экономического развития страны и предложили отложить принятие «Доктрины (стратегии) достижения углеродной нейтральности РК до 2060 года» на полгода для проработки спорных вопросов.
Свои опасения они озвучили в ходе совместного совещания с представителями министерства экологии, геологии и природных ресурсов на площадке НПП «Атамекен».
«Нас беспокоит роль угольной промышленности в доктрине, которая предусматривает меры по отказу от угля, но не предусматривает полные расчеты последствий, которые очевидны: увольнение работников отрасли, потеря конкурентной ниши энергоемких предприятий. Мы видим ситуацию в Китае, цены на газ в Европе, помним, какие последствия были в США при ускоренном переходе на возобновляемые источники энергии. Нам все эти ошибки и риски надо проработать, чтобы документ не стал неисполнимым», – сказал Максим Кононов, заместитель исполнительного директора ОЮЛ «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий».
Он подчеркнул, что доктрина и Экологический кодекс имеют серьезные расхождения. Бизнес задается вопросом, надо ли модернизировать предприятия и внедрять наилучшие доступные техники (НДТ), если в доктрине угольная генерация сводится к минимуму и улучшенные производства придется замораживать. При этом в АГМП подчеркнули, что при разработке доктрины не учтен проект по увеличению производства угля в 2 раза, также климатические особенности Казахстана и специфика городов-спутников, где добыча угля является основным источником дохода большинства семей.
«Стратегия – в первую очередь социально-экономический документ, который должен включать варианты развития казахстанской экономики. Переход на солнечную и ветровую энергию поднимет тарифы на электроэнергию и тепло, учитывая наш казахстанский климат, крайне важны расчеты. Высокие тарифы сделают продукцию неконкурентоспособной», – отметил советник председателя правления ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности» Канат Оспанов.
В ОЮЛ «Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY» отметили, что, по предварительным данным, тариф может вырасти до 24 тенге, эта сумма не учитывает расходы на внедрение НДТ. Директор департамента экологического регулирования ассоциации Аскар Ементаев добавил, что бизнес, ознакомившись с индикаторами и целями доктрины, сомневается в жизнеспособности документа.
«Многие уже задумались, как достичь поставленных целей, а главное, где взять средства», – сказал он.
Также предприниматели не нашли ответы на вопрос о необходимости резервных мощностей для возобновляемых источников энергии (ВИЭ). По итогу 2020 года доля генерации ВИЭ в энергосистеме страны достигла 3%, тогда как в плане установлен показатель 30% к 2030 году. Представитель АО КЕGOC подчеркнул, что такой процент не сможет обеспечить устойчивость энергосистемы.
«Полгода не изменят ситуацию кардинально. Уже сейчас финансовые институты заявили, что не будут финансировать проекты компаний, которые не ведут политику углеродной нейтральности. Более того, доктрина не станет планом минэкологии, основные принципы и мероприятия будут заложены в ключевые документы министерств, они должны будут принимать меры для достижения цели», – рассказал вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжан Примкулов.
Если Казахстан заявит, что не сможет выполнить цель по снижению выбросов парниковых газов, компании могут потерять свои позиции на мировом рынке из-за несоответствия «зеленым» стандартам. Он сообщил, что на последней встрече в министерстве энергетики было заявлено, что доля газовой генерации к 2030 году составит 38% вместо запланированных 25%.
«На сегодняшний день остается открытым вопрос об обеспечении гарантированных объемов газа и его цены, исходя из текущей ситуации в стране», – отметил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Талгат Темирханов.
Неизвестно, будет ли Казахстан заключать договорные отношения с Россией или Туркменией для поставки газа. Исполнительный директор АГМП Николай Радостовец подчеркнул, что, не имея долгосрочных контрактов и понимания ценовой политики соседних стран, рассматривать доктрину в предложенном виде нельзя.
По итогам совещания НПП «Атамекен» консолидирует позицию бизнес-сообщества и направит предложения в правительство.