Сертификат ST-KZ давно себя дискредитировал, индустриальный сертификат тоже далек от идеала.
На пленарном заседании мажилиса, депутат Болатбек Нажмитденулы поднял вопросы поддержке бизнеса через госзакупки и закупки квазигоссектора и недропользователей у отечественных производителей, передает inbusiness.kz.
Он сообщил, что сегодня общая сумма закупок в Казахстане составляет около 23-24 трлн тенге.
«По информации министерства промышленности и строительства, государство якобы контролирует, почти 60%, то есть 53-57% закупок на казсодержание. А это составляет почти 13-14 трлн тенге. Но по грубым подсчетам, по данных из других источников оно не доходит и до 20%. То есть максимум до 5 трлн тенге, против 13-14 трлн тенге. Правительство, думаю, искажает. Как вы отличаете реального производителя от фирмы- однодневки? Сертификат ST-KZ давно себя дискредитировал, индустриальный сертификат тоже далек от идеала. Теперь заговорили о реестре отечественных товаропроизводителей. Что толку менять название, когда не меняются подходы и критерии министерства?» — спросил депутат.
Он также попросил чиновников разъяснить, чем будет отличаться процедура включения в этот реестр и что необходимо сделать для того, чтобы в реестр попали только добросовестные производители?
В свою очередь министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев подтвердил, что не всегда получается последовательно вести правильный отбор между лже-производителями и настоящими казахстанскими предприятиями.
«Многие из нас знают, что на некоторых предприятиях у нас идет просто перекрашивание и переклеивание ярлыков, особенно в машиностроении. Действительно считаю, что текущая система уже себя изжила. По этому поводу было поручение правительства и главы государства, что систему нужно модернизировать. Как эта модернизация должна выглядеть на наш взгляд? Дискуссия еще идет, и эта законодательная инициатива еще находится в мажилисе. В первую очередь, мы предполагаем, что нужно делать отбор цифровым образом», — сказал он.
К примеру, по его словам, когда человек обращается в банк за кредитом его данные проверяют, то есть пенсионные отчисления, налоги и тд.
«Тоже самое можно делать и с предприятиями. Smart Data Ukimet, мы с ними консультации ведем давно и все эти данные есть. Потребляет ли предприятие электричество? Если да, значит оно производит, если нет, значит не производит. Это все можно выявить, еще никуда не выезжая и не создавая огромные комиссии. От этого всего можно избавиться. То есть первым шагом на пути правильного формирования реестра отечественных производителей должно быть Big Data, у нас этих данных достаточно. Мы же через систему «Енбек» знаем, сколько у него договоров с сотрудниками заключено. Не сколько он заявил, а сколько по-настоящему заключено. Это все мы должны поставить во главу угла», — подчеркнул министр.
Второе, по его словам, нужно дать возможность самой индустрии какое-то мнение свое высказывать. Все машиностроители друг друга знают, поэтому индустриальная ассоциация должна играть некую роль в подтверждении статуса, считает он. Финально – должен быть госорган, это ответственность. Потому что, если чел попал один раз в реестр этот, то он автоматически должен получить доступ ко всем закупкам, добавил Шарлапаев.
Таким образом, по его словам, если с производителем заключают долгосрочный договор или офтейк, то у него должны быть встречные обязательства по увеличению локализации, по улучшению уровня доходов своих сотрудников и по наращиванию производства.
Гаухар Кыдырбаева
Фото: из открытых источников
https://inbusiness.kz/ru/last/pravitelstvo-rk-iskazhaet-cifry-po-kazsoderzhaniyu-mazhilismen