В Комитете по регулированию естественных монополий МНЭ РК состоялись публичные слушания по заявке АО «НК «КТЖ» по изменению ранее утвержденных тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети на 2025 год. Мероприятие, в котором участвовали представители Парламента РК, отраслевых госорганов, ассоциаций, НПП РК «Атамекен», СМИ, прошло под председательством заместителя председателя КРЕМ Тимура Косымбаева.
Как сообщил заместитель директора по экономике и финансам АО «НК «КТЖ» Александр Кирович, национальный перевозчик предлагает внести изменения в инвестиционную программу, включив в нее мероприятия по расширению инфраструктуры транспортно-логистического комплекса, в том числе по двум проектам – строительства обводной железнодорожной линии в обход железнодорожного узла станции Алматы и железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал.
На публичных слушаниях представители бизнеса, занятые в горно-металлургическом комплексе, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и других секторах экономики, выразили категорическое несогласие с очередным повышением тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Было отмечено, что бизнес лихорадит от незапланированного и значительного повышения железнодорожных тарифов. Так, в 2023 году железнодорожные тарифы на перевозки грузов повышались трижды, в 2024 году отмечалось 5 повышений.
В результате средний рост регулируемого тарифа (услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС), локомотивной тяги (ЛТ), грузовой и коммерческой работы) за период с 2021 по 2024 годы составил 92%. С 1 января 2025 года тариф на МЖС уже был увеличен на 3%.
Более того, с 7 марта КТЖ применяет максимальные ценовые пределы на перевозки грузов в вагонах в экспортном сообщении и их порожнем возврате в импортном сообщении в размере до 3,0 в отношении отдельных грузоотправителей, что соответствует трёхкратному уровню тарифов на услуги МЖС.
В рамках публичных слушаний заявка КТЖ направлена на повышение тарифов на услуги МЖС в среднем на 48%. При этом рост тарифов на перевозку массовых грузов (угля, зерна, руды) составит 66%, а на порожний пробег вагонов — 95%.
Кроме того, ранее КТЖ также была подана заявка по повышение тарифов на услуги локомотивной тяги с 10 апреля 2025 года на 35%.
Принятие заявленных тарифов на МЖС и ЛТ приведет к значительному росту конечного регулируемого тарифа на железнодорожные перевозки по сравнению с 2024 годом. Для экспортных и импортных направлений перевозок, к которым применяются максимальные ценовые пределы, регулируемый железнодорожный тариф увеличится до 3,4 раз. Без учета ценовых пределов регулируемый железнодорожный тариф вырастет до 1,5 раз.
Таким образом рост тарифов на регулируемые железнодорожные перевозки для конечных пользователей более чем в 2 раза превышает рост, ранее одобренный на 2025 год Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики (24%). При этом по массовым грузам – тарифы взлетят в 3 раза, а на порожний пробег — в 4 раза.
Заявленное КТЖ повышение тарифов станет критичным, приведет к скачку инфляции в стране и утрате конкурентоспособности казахстанских производителей: потере экспортных рынков, существенному снижению объемов и остановке производства товарной продукции экспортеров массовых грузов – угля, зерна, руд.
— В настоящее время по поручению КТЖ консультанты компании PwC разрабатывают новую методологию тарифообразования на услуги МЖС, включая вопрос отмены дифференциации тарифов, — подчеркнул исполнительный директор АГМП Николай Радостовец. — Результаты работы консультантов рассматриваются Рабочей группой при Министерстве транспорта совместно с бизнесом. Однако уже сегодня мы видим шаги по отмене дифференциации. Поэтому считаем недопустимым в рамках заявки КТЖ принимать меры по отмене дифференциации тарифов, при значительном повышении тарифов на массовые грузы. Мы предлагаем не допустить заявленный дифференцированный рост тарифов на услуги МЖС для массовых грузов, учитывая влияние этого фактора на грузоотправителей и экономику в целом.
По словам руководителя ассоциации, повышение тарифа на грузовые перевозки отразится на ценах на все группы товаров. Это будет цепной мультипликатор роста: как правило, каждый товар последующего передела перевозится через КТЖ, поскольку 65% всех перевозок в стране занимают железные дороги. Фактически альтернативы им нет.
В этих условиях ряд компаний будут вынуждены свернуть свою деятельность. Не только угольщики оказались в критической ситуации, но и такие сектора, как экспорт металлов. Поэтому заявление КТЖ по повышению тарифов выглядит некорректными и недопустимым.
В свою очередь директор департамента по естественным монополиям и развитию конкуренции АГМП Эльмира Войнова обратила внимание уполномоченного государственного органа на то, что 7 марта к ряду компаний ГМК применен повышающий индекс 3,0 к тарифам на регулируемые услуги МЖС. В рамках рассмотрения повышения базового тарифа к услугам МЖС в размере 1,6 и дополнительного индекса 3,0, рост тарифов для массовых грузов увеличится почти в 5 раз.
— Бизнес сильно встревожен последними изменениями в тарифах, — подчеркнул директор департамента ГМК НПП РК «Атамекен» Рустам Шунтуков. – Тарифы КТЖ в глазах бизнеса из регулируемых переходят в разряд нерегулируемых. Бизнес уже не понимает, когда в очередной раз будут повышаться тарифы, как планировать свои затраты. Хотя бизнес ощущает немалую нагрузку — необходимо инвестировать в свои проекты, поддерживать рабочие места, уровень зарплаты. Если КРЕМ примет предлагаемые тарифы, то к базовой ставке МЖС еще и будет применен ценовой предел 3,0, что даст дополнительное повышение и станет мультипликатором роста цен для отрасли.
Выражая позицию бизнес-сообщества – ГМК, АПК, обрабатывающей промышленности, — Р. Шунтуков акцентировал внимание КРЕМ на последних случаях повышения тарифов. Даже в 2025 году заявленный рост тарифов в 2 раза превышает рост, который был одобрен на Госкомиссии по вопросам модернизации экономики. Все эти инициативы КТЖ не упорядочены и неуклонно ведут к повышению тарифов. Поэтому говорить о балансе интересов очень сложно.
На сегодня заявка КТЖ находится на рассмотрении КРЕМ. Окончательное решение по ней будет принято в сроки и порядки, установленные законодательством РК.
Пресс – служба АГМП