Отраслевая наука не должна превращаться в заводскую лабораторию

Абдурасул Жарменов, генеральный директор РГП «Национальный центр по комплексной переработке минерального сырья», дважды лауреат Государственной премии, академик

Практически год научная общественность под эгидой Министерства науки и высшего образования участвовала в разработке законопроекта «О науке и технологической политике»

Ныне документ одобрен и стал законом. Принципиальной его новеллой стало введение понятия «научно-технологическая политика» как части государственной технологической политики.

Если под технологической политикой понимать взаимодействие в системе «государство – промышленность – наука», то мы, как научная организация в области переработки минерального сырья, имеющая достаточный опыт работы и с государственными, и с бизнес-структурами горно-металлургического профиля, приветствуем принятие закона.

Наблюдаемые положительные изменения в науке и стране в целом, приведшие к принятию закона, демонстрируют понимание необходимости научно обоснованного подхода к государственному регулированию процессов недропользования. Теперь дело за безотлагательным исполнением документа в рамках правильно выработанной для экономики страны технологической политики.

Национальный центр по комп­лексной переработке минерального сырья РК (далее – Центр) был создан в 1993 году. Объединение в его составе академических и отраслевых научных организаций, охватывающих все направления и переделы горно-металлургической отрасли, стало быстро давать результаты. Нам удалось преодолеть так называемую «работу на полку». Ее сейчас в определенных кругах считают главным недостатком советской науки, хотя таковая – «полочная» – возможность работы у науки должна быть всегда. В противном случае отраслевая наука рискует превратиться в заводскую лабораторию.

Параллельно с научными исследованиями Центр достаточно интенсивно занимался внедрением получаемых результатов на действующих промышленных предприятиях, а также путем создания крупных и малых инновационных производств.

За годы деятельности Центра по его технологиям и разработкам были построены горно-обогатительные комбинаты, металлургические заводы, установки кучного выщелачивания, золотоизвлекательные фабрики, заводы по получению сплава доре и аффинажные заводы как в Казахстане, так и за рубежом (Россия, Узбекистан, Китай, Италия, Канада и другие страны). Ежегодный выпуск металлопродукции на этих (преимущественно зарубежных. – Прим. ред.) предприятиях оценивается в 4–4,5 млрд долларов. Это, кстати, достойный результат для любой научной организации в мире.

Центром разработаны сотни технологий, в числе которых безусловные инновации мирового уровня. Данные технологии открывают перспективу создания в Казахстане производства высококачественной стальной продукции, выплавки и прокатки высокопрочной стали категории прочности Х80 с уникальными эксплуатационными свойствами, соответствующими техническим условиям стандарта API Spec 5L на трубы нефтегазового назначения. К слову, импорт этих труб в Казахстан в отдельные годы достигает в денежном выражении 3 млрд долларов.

Благодаря технологиям РГП «НЦКПМС РК» увеличены объе­мы получения золота, меди, соз­даны огнеупорные материалы нового поколения, которые приобретают Qarmet, «Казахмыс», «Казцинк», «Евразийская Группа». И это только часть наших работ, за которые ученые Центра были удостоены восьми государственных премий республики в области науки и техники. Какая отдача от этих инновационных разработок будет экономике нашей страны, в значительной степени зависит от технологической политики государства.

Как человек, всю сознательную жизнь занимающийся разработкой и промышленным освоением технологий, поддерживаю дополнительные меры государственной поддержки научных организаций и ученых, предусмотренные новым законом. В то же время хотел бы предостеречь МНВО РК от настойчивых обращений к промышленным флагманам с предложениями о предоставлении ими списка проблем, которые затем будут решаться за счет бюджетных средств, выделяемых на науку…

Выглядит это так, как будто государство планирует взять на себя ответственность по решению задач частного бизнеса посредством финансирования науки, которая в свою очередь будет вынуждена бесплатно передавать промышленным компаниям разработанные учеными технологии.

Между тем следует напомнить, что свои текущие производственные проблемы промышленные предприятия уже решают в рамках договоров, заключенных с научными организациями.

К примеру, наш Национальный центр по комп­лексной переработке минерального сырья Республики Казахстан ежегодно заключает с промышленниками договоры общей стоимостью в несколько миллиардов тенге. Потенциально этот объем мог бы быть гораздо выше – не позволяют нехватка современных мощностей, недос­таточно развитая инфраструктура, порядком устаревшее оборудование.

Мы самостоятельно работаем в направлении модернизации, но кардинальное обновление нам не под силу. Уверен, что вузы, другие научно-исследовательские институты республики испытывают аналогичные трудности. И если государство выделит средства на решение таких задач, как модернизация зданий и оборудования, повышение уровня обеспечения современными научными приборами, увеличение оплаты труда ученых, то отечественная наука станет более привлекательной для бизнеса и, очевидно, увеличит объемы выполняемых заказов с тем, чтобы обеспечить для страны более ощутимую отдачу.

Я не возьму на себя смелость судить о других направлениях, к примеру, о медицине, где, полагаю, очень много вопросов, требую­щих особого внимания, но могу четко обозначить первоочередные государственные задачи в сфере недропользования.

По Конституции Нового Казахстана недра принадлежат народу, значит, и ответственность в части государственного регулирования в этой сфере должна быть особенно высока. Прежде всего необходимо пресечь хищни­ческую эксплуатацию месторождений. Данная практика привела к ­быстрому истощению многих из них. Поэтому в первую очередь необходимо определить нормы извлечения целевого компонента в добывае­мом сырье.

При отработке месторождений неизвлеченными остаются нецелевые, но не менее ценные сопутствующие элементы, как правило, редкие и благородные металлы. Для них тоже должны быть определены нормы извлечения. Такую работу в рамках государственных научных программ надо провести для каждого конкретного месторождения и всех техногенных отходов, интерес к которым очень резко возрос в последнее время.

Реализация таких программ даст возможность обеспечить уполномоченные госорганы необходимыми научно подтверж­денными рекомендациями для обоснованного государственного регулирования процессов недропользования. Это позволит существенно и надолго увеличить доходы государства, получаемые от недропользования.

Казахстанская наука тем самым внесет свой достойный вклад в экономическое развитие респуб­лики, что в целом будет способствовать технологическому развитию и перевооружению отрасли. Глубокие знания о минеральном сырье Казахстана позволяют нам предложить эффективные пути его использования.

На данный момент нами разработаны технологии переработки многих руд и отходов, которые до сих пор не были вовлечены в экономический оборот именно из-за отсутствия технологий. Это руды общеизвестных месторождениий Жайрем, Шалкия, Кундыбай, Лисаковское, многочисленные железомарганцевые, окисленные никелевые руды, металлурги­ческие шлаки, кеки и прочее. Также можно отметить наши усилия в создании производств, в том числе по переработке вторичного сырья (рисовой шелухи, электронного лома, в частности сим- и смарт-карт, которые планируется нам поставлять из-за рубежа) с получением уникальной новой продукции, включая редкие металлы и их соединения, оксид кремния особой структуры и другие.

Центр успешно занимается вопросами возрождения вольфрамовой отрасли в Казахстане. Мы подписали с зарубежными корпорациями меморандум о сотрудничестве в области разработки месторождений трудно­обогатимых вольфрамовых руд и организации выпуска продукции высоких переделов.

Следует отметить, что Казах­стану также жизненно необходима программа по утилизации отходящих газов, образующихся при сжигании углей. Этим надо заняться незамедлительно, чтобы в кратчайшие сроки решить проб­лему экологичного применения углей в энергетике и металлургии.

Казахстан, имея запасы угля на 250 лет и использующий их мощный энергетический и горно-металлургический потенциал, не может в ближайшем будущем безболезненно, без больших потерь для экономики перейти на безуглеродные технологии. Здесь, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, тем более что у Центра и его филиалов, других казахстанских институтов химического профиля и катализа уже есть обнадеживающие результаты. И выделение государством ассигнований на решение данных вопросов видится безоговорочно оправданным.

https://kazpravda.kz/n/otraslevaya-nauka-ne-dolzhna-prevrashchatsya-v-zavodskuyu-laboratoriyu

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости