На площадке МИИР РК прошло очередное заседание рабочей группы по рассмотрению норм Экологического кодекса РК в части прохождения государственной экологической экспертизы и норм Кодекса РК «Об административных правонарушениях» в отношении санкций за превышение нормативов эмиссий и иных необходимых изменений в Экологический кодекс РК.
В центре внимания было обсуждение изменений в части третьей статьи 328 КоАП РК «Нарушение нормативов допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду», а именно введение альтернативной меры в виде штрафных санкций при превышении нормативов эмиссий взамен приостановления действия экологического разрешения.
Как отметила в своем выступлении директор Департамента экологии АГМП Гулназ Бисенова, ассоциация совместно с предприятиями ГМК во исполнение протокола совещания по вопросам экологии, состоявшегося под председательством заместителя Премьер-Министра РК Р.В.Скляра 27 декабря 2021 года, в качестве альтернативной меры предлагает предусмотреть увеличение штрафных санкций с двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч процентов от соответствующей ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении превышенного количества загрязняющих веществ. В подтверждение тому она привела в пример Риддер-Сокольный рудник, где один день простоя, по предварительной оценке, может составить 52 млн. тенге.
Приостановление деятельности на одном объекте, на котором допущено превышение нормативов, приведет к остановке других объектов, так как все технологические процессы и системы взаимосвязаны. Кроме того, есть риск неисполнения обязательств, заложенных в действующих контрактах и лицензиях недропользователей. А они были сформированы, исходя из постоянно сохраняющегося спроса на продукцию.
Г.Бисенова заострила внимание на том, что отмена применения санкции в виде приостановления действия экологического разрешения за незначительные превышения нормативов эмиссий актуальна для сохранения устойчивой социально-экономической ситуации и рабочих мест. Необходимо учитывать возможные негативные социальные последствия – сокращение работников не только основных производств, но и подрядных организаций. Тем более, ряд предприятий являются градообразующими, обеспечивающими теплом и электричеством целые населенные пункты. Вместе с тем, финансовая нагрузка на предприятия будет только увеличиваться со вступлением в силу новых экологических требований.
С этими доводами не согласились представители министерств юстиции и экологии, геологии и природных ресурсов, выразив мнение, что приостановление деятельности необходимо как наказание за систематическое нарушение, допускаемое более 2 раз в течение года.
В свою очередь сотрудники компаний обосновывали свою позицию тем, что без обновления экологических нормативов согласно новому Экологическому кодексу эта крайняя мера не будет целесообразна.
— Приостановка ничего и никогда не давала, — парировали они. — Если мы остановим сброс воды с любой шахты хотя бы на 1-2 часа, то утопим шахту, потеряем ее. А через полгода мы останемся без рудных месторождений. То же самое с металлургическими заводами. Легко остановить, но запустить их гораздо сложнее…
В ходе обсуждения возникли разногласия относительно того, может ли суд вынести постановление о наложении штрафа, не приостанавливая деятельность предприятия. Чтобы разрешить этот спорный вопрос, по итогам совещания решено направить в Минюст письмо для получения разъяснения этой нормы.
Пресс-служба АГМП