За что платит горнорудная отрасль и нужна ли Казахстану перезагрузка налоговой системы?
Горнорудный сектор остаётся одним из крупнейших доноров бюджета Казахстана. Однако за внушительными цифрами кроются системные риски: замедление возврата НДС, рост НДПИ и неэффективное перераспределение налогов. Всё это может стать критическим фактором для выработанных предприятий и тысяч рабочих мест.
Возврат НДС: как стимул стал проблемой
Горно-металлургические компании в основном ориентированы на экспорт, реализуя большую часть своей продукции за границей. Согласно налоговому законодательству, оборот по реализации экспортных товаров, за исключением некоторых освобождённых категорий, облагается по нулевой ставке. Это ключевой аспект, определяющий механизм возврата НДС.
Когда компания производит товар на экспорт, она покупает сырьё, материалы, оборудование и услуги в Казахстане, уплачивая поставщикам НДС. Этот «входящий» НДС накапливается. Поскольку конечный продукт продают за границу по нулевой ставке, компания не может включить этот НДС в цену для иностранного покупателя. Чтобы избежать двойного налогообложения экспортной продукции и сохранить её конкурентоспособность на мировом рынке, государство возмещает компаниям уплаченный ими НДС.
По данным комитета государственных доходов, с начала 2024 года по 17 июня нынешнего года из бюджета вернули в виде НДС 1,9 трлн тенге. Из этой суммы 1,3 трлн тенге, или 68%, получили недропользователи.
«Применяемая в Казахстане система возмещения НДС направлена на поддержку экспорто ориентированных компаний за счёт увеличения оборотных средств для ведения бизнеса, а также на развитие международной торговли. Возврат превышения НДС производится в упрощённом порядке либо в общеустановленном», – говорит Жаныбек Нуржанов, заместитель председателя КГД МФ РК.
Упрощенный порядок заключается в возврате превышения НДС в течение 15 рабочих дней без проведения проверки. Его могут использовать компании, которые находятся на налоговом мониторинге, производители товаров собственного производства и экспортёры сырья при конвертации не менее 50% валютной выручки. Такой порядок применяют около 50 предприятий, в том числе 26 недропользователей ежеквартально.
В общеустановленном порядке возврат превышения НДС производится в течение 55 и 75 рабочих дней, после проведения проверок. Налогоплательщик должен самостоятельно заявить о возврате НДС. Для этого нужно подать соответствующее требование и указать его в декларации по НДС. Отсчёт сроков возврата начинается после истечения срока предоставления декларации.
«Налогоплательщики могут запросить возврат накопленного НДС в пределах срока исковой давности (за 3-5 лет) и возврат производится после завершения налоговой проверки. Основные причины отказа в возврате: неуплата НДС поставщиками, недопоступление валютной выручки, неподтверждение экспорта товара и т. д. В большинстве случаев это не ведёт к полному отказу в возврате превышения НДС. Отказ производится только в пределах допущенного нарушения», – пояснил Жаныбек Нуржанов.
Чтобы уменьшить нагрузку на бюджет, КГД проводит зачёты суммы превышения НДС. С 2024-го по 2025 год недропользователям зачли 519 млрд тенге. Это часть средств, которые остаются в обороте компаний, но в виде авансовых платежей по другим налогам, а не «живых» денег.
Как рассказал BES.media Максим Кононов, первый заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), экспортно ориентированные предприятия зависят от своевременного возврата НДС. Однако на практике всё оборачивается кассовыми разрывами и заморозкой средств.
«Даже суммы, которые должны автоматически возвращаться, замораживаются, а сроки в отдельных случаях могут затягиваться на год и более. Соответственно, это отвлечение средств, потому что при финансовом планировании невозможно учитывать эти моменты. Компании выстраивают экономику по одним критериям согласно действующему законодательству, а на практике получается так, что не могут вовремя получить средства. Это влечёт за собой кассовые разрывы, вплоть до технического дефолта, и вызывает необходимость пополнять оборотные средства из других источников», – подчёркивает эксперт.
Особенно остро стоит проблема с подтверждением права на возврат НДС: налоговые органы могут отказать из-за нарушений у поставщиков на 5-7 звеньях цепочки. При этом очевидно, что повлиять на всю цепь поставок субъект ГМК как приобретатель товаров или услуг не может, но ощущает последствия от действий недобросовестных поставщиков.
«Случаются такие казусы, когда, найдя какие-то нарушения у поставщиков на седьмом «колене», минфин может отказать в возврате части НДС. Если мы говорим о том, что нам надо бороться с недобросовестными налогоплательщиками, то, на наш взгляд, государство должно адресно применять эти карательные меры, а не так, как это делается сейчас. Нельзя перекладывать риски и ответственность с одних субъектов бизнеса на других. Если мы хотя бы говорили о прямых поставщиках, то это ещё можно как-то логически объяснить», – сетует Максим Кононов.
Редакция BES.media направила запрос пяти крупнейшим компаниям, работающим в горно-металлургическом комплексе Казахстана, с вопросами о налоговой нагрузке на недропользователей и сложностях при возврате НДС. Большинство участников рынка предпочли не комментировать эту тему. Единственной, кто предоставил официальный ответ, стала Группа «Казахмыс».
Как подчеркнули в компании, действующий порядок возврата НДС в целом соответствует международным стандартам. Однако пункт 47 «Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, а также критериев степени риска» вызывает вопросы в интерпретации и требует более детального анализа и уточнения.
«Введённая система управления рисками и критерии степени риска предусматривают возможность отказа в возврате НДС экспортёрам при выявлении нарушений у поставщиков второго и последующих уровней. Мы придерживаемся всех требований законодательства, однако такой подход создаёт правовую неопределённость и не соответствует принципу индивидуальной ответственности, закреплённому в Налоговом кодексе. Считаем необходимым дальнейшее уточнение спорных положений в диалоге с государственными органами», – сказали в пресс-службе.
В компании отмечают, что доля экспортной продукции, облагаемой по нулевой ставке НДС, составляет 81,8%, что полностью соответствует требованиям Налогового кодекса.
НДПИ: налог, не зависящий от прибыли
НДПИ – прямой налог, который взимается с объёма или стоимости добытых полезных ископаемых. В отличие от корпоративного подоходного налога, он не зависит от прибыли компании, а связан с фактом добычи ресурсов. Это обеспечивает стабильный доход бюджета, независимо от финансовых результатов предприятия. При этом НДПИ при расчёте КПН относится на вычет, уменьшая налогооблагаемую базу.
Стоимость полезных ископаемых для расчёта НДПИ определяется по средней биржевой цене за налоговый период. При изменении мировых цен на сырьё сумма исчисленного НДПИ, а соответственно, и поступления в бюджет, также меняются.
За последние три года (2022-2024 гг.) общая сумма поступлений НДПИ в бюджет составила 5,7 трлн тенге. Структура этих поступлений выглядит следующим образом:
углеводороды: 3,5 трлн тенге
твёрдые полезные ископаемые: 2,1 трлн тенге
общераспространенные полезные ископаемые: 17,1 млрд тенге
подземные воды: 21,4 млрд тенге.
Ставки НДПИ варьируются в зависимости от типа ресурсов. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, экономическая ценность разных ископаемых неодинакова. Во-вторых, сложность и дороговизна добычи некоторых ресурсов, особенно редкоземельных металлов. И, наконец, такое регулирование налогов помогает стимулировать развитие отдельных отраслей.
«Для твёрдых полезных ископаемых, по которым отсутствуют котировки Лондонской биржи металлов, стоимость определяется исходя из средневзвешенной цены реализации минерального сырья или твёрдых полезных ископаемых, но не ниже производственной себестоимости, увеличенной на 20%. Для общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод НДПИ рассчитывается исходя из объёмов добычи и фиксированной ставки, установленной в МРП для конкретного полезного ископаемого», – отмечает Жаныбек Нуржанов.
Для месторождений с низкой рентабельностью и трудноизвлекаемыми запасами предусмотрены сниженные ставки налога на добычу полезных ископаемых. Новые горнорудные проекты, запущенные после 31 декабря 2022 года, освобождаются от уплаты НДПИ, пока внутренняя норма рентабельности не достигнет 15%, но не дольше пяти лет.
Истощение недр и рост затрат
Многие месторождения ГМК эксплуатируются десятилетиями. Содержание металлов в руде падает, затраты растут, логистика и электроэнергия дорожают. Налоговая нагрузка при этом не уменьшается, а наоборот – растёт. Это ведёт к снижению инвестиций, заморозке проектов, сокращению рабочих мест и налоговой базы в будущем.
«ГМК ежегодно уплачивает в бюджеты различных уровней примерно 1,8-2 трлн тенге, что делает отрасль одним из крупнейших налогоплательщиков. Если соотнести сумму уплачиваемых налогов к налогооблагаемому доходу компаний ГМК, то налоговая нагрузка сейчас составляет порядка 55-60%, по некоторым компаниям – даже больше. У нас налоговая нагрузка выше, чем у ряда стран-конкурентов в борьбе за инвестиции», – подчёркивают в Ассоциации горно-металлургических предприятий.
С 2023 года повышен НДПИ по цветным металлам на 50%, по чёрным металлам – на 30%. В новом Налоговом кодексе заложено дополнительное повышение по драгметаллам: ставки НДПИ могут вырасти на 50%, если золото подорожает до 3,8 тысячи долларов за унцию, а серебро – до 38 долларов.
«Судя по динамике, которую мы сейчас видим, и экспертным оценкам, этих значений цены могут достигнуть уже текущем году. Фактически это будет означать, что по золоту и серебру увеличение НДПИ будет двукратным, если возьмём уровни, которые были до 2023 года», – объясняет Максим Кононов.
Постоянное повышение ставок НДПИ негативно сказывается на горнодобывающей отрасли и её инвестиционной привлекательности. В международной практике наиболее справедливой формой налогообложения считается роялти, когда налог начисляется после реализации полезных ископаемых, а не на этапе добычи, как в случае с НДПИ. Это позволяет компаниям более точно прогнозировать налоговую нагрузку и лучше учитывать коммерческие риски.
Стоит отметить, что новый Налоговый кодекс Казахстана предусматривает введение роялти. Его будут платить недропользователи, которые получат лицензии на добычу после 31 декабря 2026 года, при условии, что участки не дублируют ранее выданные лицензии. Это не коснётся компаний, работающих по лицензиям на старательство, а также тех, кто занимается добычей урана – они останутся в рамках прежней системы.
«Ставки будут дифференцированными в зависимости от стадии переработки. Так, на сырьё после дробления, сортировки – 13%, концентраты и первичная переработка – 10%, металлы, сплавы и продукция химико-металлургической переработки – 7%», – уточнил первый вице-министр национальной экономики Азамат Амрин.
В АГМП считают, что роялти, безусловно, шаг в сторону международных стандартов. Однако для того чтобы этот инструмент действительно стал стимулом для инвестиций, необходимо пересмотреть размер ставок и предусмотреть гибкость в переходе между системами налогообложения.
«Роялти выстроен по схеме: чем выше передел, тем ниже ставка. Эта модель взята по аналогии с моделью Западной Австралии, но там ставки роялти в два раза ниже: по руде – 7,5%, по концентрату – 5%, по металлам и сплавам – 2,5%. Более того, мы считаем, что должен быть предусмотрен механизм добровольного перехода с НДПИ на роялти и для действующих компаний. Это выглядело бы логично и справедливо», – уверен Максим Кононов.
Что можно изменить: предложения отрасли
- Ускорить возврат НДС – прописать чёткие и жесткие сроки, внедрить риск-ориентированный подход и приоритизировать добросовестных налогоплательщиков.
- Упростить администрирование – снизить риск отказов в НДС по вине поставщиков, на которых компании не могут повлиять.
- Снизить НДПИ на выработанные месторождения – продлить им экономическую жизнь, сохранить рабочие места и базу налогообложения.
- Скорректировать ставки роялти – учесть международную практику и реальную маржинальность отрасли.
- Увеличить долю налогов, идущих напрямую в регионы – это поддержит моногорода, снизит напряжённость и усилит мотивацию развивать добычу ответственно.
По данным министерства национальной экономики, в 2025 году реальный рост ВВП Казахстана прогнозируется на уровне 5,6%. В структуре экономики доля добычи металлических руд в 2024 году составила 3,3%, а металлургической промышленности – 5%. По итогам первых пяти месяцев 2025 года темпы роста в добыче руд демонстрируют устойчивость – 100,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а металлургическое производство удерживается на высоком уровне, заложенном в 2024 году (106,9%).
Фото: из открытых источников
https://bes.media/news/nalogoviy-press-dlya-nedr-mnogomilliardnie-vznosi-i-defitsit-likvidnosti