Металлурги предлагают государству выкупить их продукцию

По их мнению, это позволит им пройти кризис, а государству – заработать в будущем

В Казахстане предложили во время кризиса закупить металлы в государственный материальный резерв. Об этом в интервью LS рассказал исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.

– Николай Владимирович, как пандемия коронавируса сказалась на горно-металлургическом комплексе?

– Распространение Covid-19, безусловно, оказывает влияние на ситуацию в отрасли. Цены на горно-металлургическую продукцию снизились на 20-30%. Мы не знаем, до какого уровня упадет стоимость металлов, но нужно готовиться к их дальнейшему спаду. Вместе с тем снижается и спрос на продукцию отрасли. Так сложилось, что горно-металлургический комплекс медленно входит в кризис, но очень долго выходит из него.

– Что планируете предпринимать в случае дальнейшего ухудшения ситуации?

– На случай снижения цен на продукцию мы приступили к разработке пакета кардинальных мер. Планируем обратиться к правительству с таким предложением. Если цены упадут ниже себестоимости продукции, можно, конечно, остановить предприятия, некоторые страны так и поступают. Но мы предлагаем вариант, чтобы государство скупило продукцию по сниженной цене в государственный материальный резерв. Далее, когда стоимость вырастет, государство сможет продать этот металл.

Это позволит не останавливать предприятия в период кризиса, сохранить рабочие места. Если завод остановить, то запустить его впоследствии будет непросто, поскольку печи должны работать 24 часа в сутки.

Мы считаем, что это рыночный механизм, и он широко используется в мире. Закупить в какой-то момент медь или алюминий по низкой цене, а потом продать – это будет выгодно государству и компаниям.

Если помните, при Советском Союзе в госматрезерве было много цветных металлов, и эта практика всегда играет стабилизирующую роль для государства. Ведь это не какой-то мыльный пузырь в виде иностранных валют или обязательств, которые могут быть потом не исполнены. Это то, что всегда можно сохранить и продать. Наша позиция – чтобы не только горно-металлургический сектор предлагал эту схему, но чиновники и общественность поддержали это предложение. Оно разумно во всех отношениях.

– Какие еще проблемные вопросы вы поднимаете перед правительством?

– Недавно, 25 апреля, госкомиссия по обеспечению режима ЧП рассмотрела пакет мер поддержки горно-металлургической отрасли. Внедрение этих мер не требует дополнительных затрат, не предполагает выпадающих доходов госбюджета, они ориентированы на то, чтобы облегчить организационную работу.

Так, мы предложили ускорить возврат налога на добавленную стоимость и увеличить его предел, поскольку НДС является существенной частью оборотных средств любого предприятия. На практике этот налог долго проверяется и несвоевременно возвращается. Но задержка или неосуществление возврата НДС предприятиям ГМК вымывает у них оборотные средства, что может привести к срывам в производстве.

Еще одно предложение касалось предоставления права снижения ставок НДПИ для низкорентабельных месторождений при существенном снижении цен на металлы в ускоренном порядке. Мы считаем, что действующий механизм снижения ставок НДПИ для низкорентабельных месторождений излишне формализован и не применим для оперативного реагирования на кризисные факторы, с которыми отрасль столкнулась в настоящий момент.

Следующая мера – перенос оплаты авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу на последующие периоды. Это позволит предприятиям ГМК на фоне низких цен на металлы избежать дефолта и подтверждать свою кредитоспособность перед потенциальными заемщиками, что крайне важно для привлечения инвестиций.

Мы также просили отменить все проверки предприятий по аналогии с малым и средним бизнесом, так как из-за карантина работники предприятий не могут принимать проверяющих, работая на удаленном режиме, не имеют доступа к бумажным носителям информации.

Пакет мер включал и признание легитимными сканированных копий первичных документов, сформированных в период чрезвычайного положения для бухгалтерского и налогового учета.

В целом наш пакет предложений получил поддержку у премьер-министра.

– Следует ли ожидать массовых увольнений в металлургических компаниях из-за кризиса?

– О серьезных сокращениях речь не идет. Но мы видим, что горно-металлургический сектор тесно связан с машиностроением и автомобилестроением. Сегодня в Америке и Европе такие заводы простаивают либо сократили объемы производства. При этом в мае-июне мы ожидаем, что потребность в металлах в мире упадет. Поэтому уже сейчас идут обсуждения с профсоюзами на местах о том, какие меры предпринимать, если объемы экспорта сократятся.

Часть сотрудников, возможно, будет перенаправлена на вспомогательные и ремонтные работы, чтобы не увольнять совсем. Некоторых переведем на общие организационные работы. В каждой конкретной компании сейчас прорабатываются такие меры.

Наша ассоциация сейчас прорабатывает меры по оказанию социальной поддержки предприятиям ГМК. Почему бы, к примеру, не предоставить компаниям право использования средств обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) на профилактические мероприятия по коронавирусу, которые обходятся в огромные суммы; освободить предприятия ГМК до конца 2020 года от уплаты взносов ОСМС и пенсионных, производимых из средств работодателя.

Мы ставим вопрос о том, чтобы компаниям, не имеющим лицензию на лабораторную диагностику, разрешили самостоятельно закупать тесты и оборудование и проводить лабораторное обследование работников на Covid-19 на базе собственных здравпунктов или приспособленных помещений без привлечения специализированных медицинских организаций. Это тоже один из шагов к тому, чтобы не останавливалось производство, сохранялись рабочие места.

Джамиля Каримова

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости