Комитет геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности (КГГУМП) Президиума НПП РК «Атамекен» проходит этап реформирования. Изменения затрагивают не только организационную структуру, — совершенствуется в целом ее деятельность. Отметив активность работы Комитета, председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов акцентировал внимание на том, что сама жизнь диктует необходимость перезагрузки, так как многие стратегические вопросы развития сектора ГМК требуют новых подходов, быстрой реакции, консолидации бизнес-сообщества.
Наряду с модернизацией органа Президиума Нацпалаты, на очередном заседании Комитета, прошедшем под председательством руководителя КГГУМП Николая Радостовца, обсуждались вопросы финансирования НИОКР в размере 1% от расходов на добычу, реформирования биржевого законодательства и закупок ТРУ недропользователями, согласования Дорожной карты по развитию ГМК, поставки металлов предприятиям обрабатывающей промышленности, создания Рабочей группы по стимулированию переработки ТМО. В заседании Комитета приняла участие заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнара Бижанова.
На заседании обсуждались инициативы госорганов и депутатов Парламента по внесению изменений в порядок финансирования НИОКР в размере 1% от расходов на добычу. В рамках Рабочей группы по обсуждению законопроекта о науке и технологической политике они предложили внести поправки, согласно которым недропользователям предписывается все средства, выделяемые на финансирование НИОКР, направлять в АО «Фонд науки» через республиканский и местный бюджеты.
Участники заседания выразили несогласие с предложенным механизмом централизации отчислений недропользователей в сфере твердых полезных ископаемых на НИОКР, так как он ухудшит их текущее положение, в корне изменит подход к финансированию НИОКР недропользователями, возложив на них новые обязанности, при этом создаст дополнительные административные препятствия, ужесточит регулирование в этой сфере.
— На заседании Рабочей группы мы приняли категорическую позицию, отметив, что необходимо сохранить действующий механизм через создание научно-технических советов при каждом отраслевом госоргане, что обеспечивает прозрачность работы, — сообщил управляющий директор – директор Департамента развития человеческого капитала НПП РК «Атамекен» Азамат Бейсенбенов.
По мнению эксперта НПП РК «Атамекен» Ерлана Смайлова, норма о централизации сбора средств на НИОКР через Фонд науки будет снижать наукоемкость экономики. К тому же, это затратная норма: в компетенцию Фонда науки не входит определение приоритетности НИОКР, и Фонд вынужден будет привлекать дополнительные ресурсы, специалистов. Кроме того, эта норма имеет коррупциогенный потенциал, нуждается как минимум в заключении Правительства, проведении анализа регуляторного воздействия и антикоррупционной экспертизе. Эксперт привел статистические данные, согласно которым расходы на НИОКР в сфере науки и образования в 2023 году, в сравнении с предыдущим годом, выросли на 42%, и задал риторический вопрос: зачем вмешиваться в тот механизм, который итак работает?!
В свою очередь заместитель исполнительного директора АГМП Ербол Закариянов напомнил, что подобная дискуссия поднималась 3 года назад, когда депутаты также инициировали законодательные поправки в целях обеспечения неналоговых поступлений в республиканский бюджет за счет средств недропользователей, направляемых на финансирование НИОКР. Эти поправки были направлены на заключение Правительства РК и не были им поддержаны.
Ербол Закариянов подчеркнул, что недропользователи, занимающиеся добычей ТПИ, развивают отраслевую науку — осуществляют деятельность по НИОКР в собственных научно-исследовательских центрах, а также созданных на базе существовавших ранее лабораторий, выполняющих НИОКР, финансирование которых частично обеспечивается за счет контрактных и лицензионных обязательств недропользователей. Он отметил важность разработки такого механизма финансирования НИОКР, который позволил бы предотвращать негативные последствия для недропользователей, особенно в отношении уже запланированных инвестиций, сохранил условия для осуществления недропользователями собственных исследований, и, только в случае отсутствия необходимости таких исследований, предусматривал централизацию неосвоенной части отчислений.
Следующим вопросом было реформирование биржевого законодательства, закупок ТРУ недропользователями. В частности, обсуждались поправки, направленные на ограничение закупок недропользователей через товарные биржи. Поскольку около 60-70% закупок недропользователей осуществляется через товарные биржи, было предложено ввести переходный период до 1 января 2025 года до начала действия поправок в части исключения нестандартизированных товаров из товарных бирж. Переходный период позволит недропользателям снизить потенциальные риски – это и юридические риски, и риски, связанные со снабжением предприятий, стабильностью работы реестра НАДЛОК. На заседании отмечалось, что МПС поддержало инициативу о переходном периоде, предстоит скоординировать работу по законодательным инициативам с Министерством торговли и интеграции.
Было внесено предложение в рамках разрабатываемых поправок закрепить за товарными биржами компетенцию самостоятельно определять перечень биржевых стандартизированных товаров. А также продолжить работу, направленную на совершенствование действующей системы закупок недропользователей, предоставив недропользователям альтернативные механизмы или условия для осуществления оперативного закупа, совершенствовать Правила приобретения недропользователями и их подрядчиками ТРУ, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых, направленные на сокращение сроков закупок, разрешение закупа без применения норм Правил CAPEX-оборудования и техники, уникального импортного оборудования (не производимого в РК) и т.д.
На повестке дня было также обсуждение Дорожной карты развития ГМК. Как проинформировала заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнара Бижанова, на сегодня в отрасли не разработана стратегия, не определены четкие ориентиры, накопилось много проблем. В этой связи в Дорожной карте сгенерирован комплекс предложений по решению наиболее актуальных проблем ГМК. Нацпалата консолидировала подготовку предложений от представителей отрасли, систематизировала их и вывела вопросы по уровню принятия решений. Таким образом, разработаны две Дорожные карты. Одна карта включает вопросы, которые требуют решения на уровне уполномоченного органа, вторая карта — требует решения Правительства РК с участием других госорганов. На заседании оба документа были согласованы. Далее они будут переданы на утверждение госорганам.
В центре внимания были вопросы обеспечения предприятий обрабатывающей промышленности отечественным сырьем на основании соответствующих соглашений. Под отечественным сырьем понимаются товары, включенные в перечень отечественных сырьевых товаров, утверждаемый МПС. Вывоз с территории республики отечественного сырья, включенного в перечень отечественных сырьевых товаров, допускается на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом. Механизм лицензирования вводится в действие через 6 месяцев после вступления в силу закона.
На заседании было предложено установить период действия лицензии — один год с даты начала ее действия либо определить сроком действия лицензии длительность внешнеторгового контракта. Общий срок рассмотрения документов и выдачи результата государственной услуги предложено ограничить двумя рабочими днями. Соответствующие подзаконные НПА планируется обсудить с участием госорганов, отечественных товаропроизводителей и производителей сырья.
Наряду с этим на площадке Комитета будет создана Рабочая группа с целью выработки стимулирующих мер и устранения ограничений по переработке техногенных минеральных образований. Ее основными задачами будут совершенствование системы обращения и переработки ТМО, устранение ограничений и проработка стимулов по переработке ТМО.
Касаясь реформирования работы Комитета, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Гульнара Бижанова отметила необходимость активизации работы Комитета, который является площадкой для выработки предложений в работу Правительства, Парламента, центральных госорганов по развитию отрасли, решению проблемных вопросов ГМК. По ее словам, на площадке КГГУМП будут созданы консультативно-совещательные органы, экспертные советы. Это позволит отраслевому органу стать полноценным партнером государства в законотворческом процессе.
Изменилась организационная структура Комитета. На заседании заместителями председателя КГГУМП были избраны председатель Союза обрабатывающей промышленности Аманияз Ержанов и заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации производителей драгоценных металлов Канат Баитов.
Пресс-служба АГМП