Закупки недропользователей были основным вопросом на повестке дня очередного заседания Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности Президиума НПП РК «Атамекен» под председательством руководителя Комитета Николая Радостовца.
Как проинформировал заместитель исполнительного директора АГМП Ербол Закариянов, уполномоченные органы предлагают внести в Закон о промышленной политике и Кодекс о недрах поправки, ужесточающие порядок закупки товаров, работ и услуг недропользователями. Так, предполагается введение инструмента «договоров гарантированного закупа», предусматривающего обязательный закуп продукции на существующих в Казахстане мощностях. Недропользователи убеждены, что это существенно ухудшит их положение. Прежде всего, будут нарушены нормы законодательства о конкуренции, которые вместо равного доступа всех потенциальных поставщиков к закупкам, предполагают доступ через административный ресурс. Кроме того, они считают, что этот механизм принудительного порядка планирования закупок недропользователей является ничем иным, как вмешательством в предпринимательскую деятельность недропользователей, и представляет собой способ жесткого регулирования процедур по аналогии с порядком осуществления государственных закупок с возвратом к государственному планированию. По их мнению, инструмент «договоров гарантированного закупа» имеет коррупционную составляющую, так как дает возможность поставщикам, которые не могут получить доступ к закупкам недропользователей, к примеру, в силу несоответствия их продукции по качеству и безопасности требованиям недропользователей, получить доступ к таким закупкам, исключительно используя административный ресурс государства.
— Мы поддерживаем отечественных товаропроизводителей, готовы поддерживать и дальше, взаимодействуя с малым и средним бизнесом, сбалансированно работая по закупкам, офтейк-контрактам, — отметил заместитель исполнительного директора АГМП, приведя в пример ТОО «Казцинк», которое ежегодно обеспечивает заказами более 2000 субъектов МСБ. Только в текущем году предприятие подписало офтейк-контракты и меморандумы с 9 предприятиями моногородов Восточно-Казахстанской области на сумму 8 млрд тенге.
– В Концепции Кодекса о недрах изначально заложено, что самое главное для недропользователя – это его деятельность в части добычи полезных ископаемых. В приоритете – исполнение им норм промышленной и экологической безопасности, выплата налогов и других платежей. Однако не согласны с тем, что законопроектом предлагается лишать лицензий недропользователей за неисполнение обязательств по обеспечению закупок, — продолжил Е.К. Закариянов. — Нигде в мире процесс закупок недропользователей не регулируется.
Разработчики предлагают и другие административные ужесточающие меры в отношении исполнения обязательств недропользователями, к примеру, ввести положение о запрете приобретения ТРУ, не предусмотренных в годовой программе закупа (ГПЗ). Однако эта норма существенно ограничит и без того сложный процесс закупа ТРУ недропользователями: регулирование количества изменений в планах закупок приведет к дестабилизации сложного производственного процесса, который невозможно абсолютно точно спрогнозировать на длительный период времени.
Другое предложение — поправки по неустойке за неисполнение обязательств по проведению закупок товаров по договорам, направленным на развитие промышленности. Такая ответственность должна предусматриваться в договорах, направленных на развитие промышленности, так как обязательства сторон, условия исполнения и пр. регулируются договорами. При этом стоит отметить, что инициатива по заключению договоров, направленных на развитие промышленности, была поддержана недропользователями на добровольной основе как одна из мер поддержки отечественного производства.
Кроме того, в законопроекте введены ограничения на внесение изменений в ГПЗ. Недропользователи выразили категорическое несогласие с данной поправкой, так как изменения в ГПЗ могут вноситься ежедневно, и невозможно спрогнозировать потребность производственного процесса на год без внесения корректировок, например, случаются аварийные поломки, которые невозможно предвидеть. С их позиции, данная поправка нереализуема на практике и приведет к проблемам в производственном процессе, в особенности будет иметь серьезные негативные последствия для предприятий с непрерывным циклом производства.
Подводя итоги обсуждения, председатель Комитета Н.В.Радостовец подчеркнул, что необходимо отстаивать рыночные подходы к закупкам. Поправки, предлагаемые министерствами, противоречат принципам ВТО.
— Компании ГМК готовы оказывать поддержку малому и среднему бизнесу другими путями, а именно создавать новые технологические цепочки по местному содержанию, строить новые заводы с участием малого предпринимательства. Предприятия отрасли сейчас отрабатывают программы импортозамещения, в условиях трудностей с логистикой для недропользователей это стало актуальным вопросом, — сказал он, предложив отстаивать рыночный подход к закупкам в министерствах.
На заседании Комитета рассматривался также вопрос запрета на вывоз лома. Отмечено, что вводить запрет на отгрузку лома на экспорт нецелесообразно. Эта мера также противоречит рыночным принципам управления.
Пресс-служба АГМП