Компании-недропользователи, работающие в горнорудном секторе, высказывают свою озабоченность в связи с планами Казахстана ввести запрет на экспорт горнорудной продукции, которая будет отнесена правительством к категории сырья, сообщил президент Казахстанской горнорудной палаты Руслан Баймишев.
«Первый вопрос связан с введением запрета на экспорт всего сырья с территории Казахстана. Такие правовые нормы были заложены, то есть Казахстан до этого регулировал лицензиями на экспорт сырья эти отношения, но сегодня есть поправки, которые уже находятся в парламенте, о том, что будет тотальный запрет, но с этим нашим компаниям придется столкнуться через 10–20 лет. Наверно, эти вопросы нужно будет оговаривать сегодня», – сказал он журналистам в кулуарах конференции по вопросам повышения инвестиционной привлекательности горнодобывающей промышленности.
По его словам, эти изменения будут внесены в Кодекс о недрах, однако детали того, что именно будут считать сырьем, которое нельзя будет вывозить из страны, должны быть определено в подзаконных нормативных актах.
«Нельзя будет вывозить не металлы, а то, что будет определено сырьем. Может быть, руда, может быть, концентрат, может быть, металл. Это, конечно, волнует инвесторов, потому что, начиная работать в стране, они должны быть уверены, что честная, справедливая конкуренция будет обеспечена на протяжении всего цикла работы предприятия», – уточнил Баймишев.
Кроме того, государство вновь возьмет на себя ответственность за определение запасов по горнорудным месторождениям. Исторически еще с советских времен в республике работала государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), которая и принимала решение об утверждении запасов на месторождениях. С 2017 года в Казахстане начался переходный период, когда в стране действовали и ГКЗ, и международные стандарты CRIRSCO, по которым работают большинство стран за пределами бывшего СССР.
При подсчете рудных запасов по ГКЗ у компаний возникает вопрос по их признанию иностранными фондовыми биржами и инвесторами, в то время как с CRIRSCO, где ресурсы подсчитываются независимым экспертом, который и несет ответственность за их достоверность, такой проблемы нет. Поэтому иностранные инвесторы ратовали за скорейший переход Казахстана на международные стандарты.
«Также (поправками предусмотрено. – «Курсив») продление срока работы государственной комиссии по запасам. Сегодняшние поправки, предлагаемые и обсуждаемые в правительстве, предполагают, что государство снова возьмет на себя ответственность определять эти запасы и утверждать их стоимость, хотя общемировая практика все-таки говорит за то, чтобы это было отдано в профессиональную сферу», – сказал Баймишев.
По его мнению, запрет на экспорт горнорудной продукции не может быть распространен на всех игроков рынка. Он связывает это с тем, что мелкие и средние компании не смогут обеспечить переработку производимого ими сырья из-за того, что для организации обогатительных фабрик и перерабатывающих комбинатов необходимы определенные ежегодные объемы производства. По его словам, поправки коснутся как новых предприятий, так и уже действующих.
Однако Баймишев, который до 1 сентября 2022 года являлся вице-министром индустрии и инфраструктурного развития (сейчас министерство промышленности и строительства), считает, что соответствующее решение правительством «в любом случае будет принято». Вместе с тем он полагает, что при этом должна быть «выборочная регуляторная политика» в данном вопросе.
В ходе конференции министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев отметил, что в 2023 году 400 казахстанских блоков были открыты для геологоразведки, а всего для геологоразведочных работ доступны более 1,5 млн квадратных километров.
Министр отметил, что в республике уже выдало 273 лицензии на недропользование в онлайн-формате. По его словам, в 2023 году в Казахстане было инвестировано в геологоразведку более $200 млн. Шарлапаев также заверил, что Казахстан может поставлять на рынок 400 тыс. тонн меди ежегодно, обеспечивая также мировой спрос на критические материалы, 50% которых производятся в республике.
По словам Баймишева, расходы на геологоразведку в Казахстане составили $100 на квадратный километр, что на 10% больше, чем в среднем по миру.
Возможности для работы в Казахстане иностранных горнорудных компаний представлял в ходе своей недавней поездки в США посол этой страны в РК Дэниел Розенблюм. По его словам, в ходе посещения штата Аризона местные предприниматели интересовались у него возможностями добычи металлов в Казахстане.
«Я рассказал им об обширных запасах Казахстана с рядом минералов, критически важных для перехода мира к зеленой энергетике. И то, что страна в течение последних лет добилась значительных успехов в упрощении бюрократии и цифровизации процессов. Это повысило привлекательность направления для иностранных инвестиций», – сказал он.
Вместе с тем Розенблюм подчеркнул, что иностранные инвесторы ценят предсказуемость правил игры в секторе.
«Американские инвесторы ценят предсказуемость и хотят видеть прозрачность на всех уровнях принятия решений правительства, включая разработку правил, их выполнение и налогообложение. Мы постоянно слышим от частных компаний США пожелание максимальной прозрачности. Далее необходима справедливая и равноправная реализация законов и правил», – отметил он.
По его словам, американские инвесторы хотят знать, что их инвестиции будут защищены в казахстанских судах. Кроме того, Розенблюм ожидает, что Казахстан продолжит политику сокращения присутствия государства в горнодобывающем секторе, что повысит его инвестиционную привлекательность.
Жанболат Мамышев
Фото: из открытых источников