Горно-металлургические компании недовольны действиями КТЖ

Стоимость аренды полувагонов КТЖ выше, чем в ЕАЭС

Горно-металлургический комплекс страны может стать неконкурентоспособным на мировом рынке из-за действий «Қазақстан темір жолы». Об этом заявил LS заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов.

По словам Кононова, с 15 июня «Қазақстан темір жолы» ввела запрет на прием порожних полувагонов других государств казахстанскими ж/д дорогами.

«На пространстве ЕАЭС вот уже более пять лет функционирует общий рынок оперирования подвижным составом. Уже около года на этом рынке наблюдается снижение стоимости аренды полувагонов. Это вызвано снижением спроса и падением мировых цен на основные массовые сырьевые грузы, прежде всего, на уголь, перевозимые на экспорт по железным дорогам государств – членов ЕАЭС, и затяжным периодом низких цен. Сегодня ставка суточной аренды полувагонов российских собственников составляет порядка 4-4,6 тыс. тенге, однако «Казтемиртранс» (КТТ), «дочка» КТЖ, продолжает удерживать свои ставки на уровне 8,3-8,5 тыс. тенге, ссылаясь при этом на тарифное решение своей материнской компании. Решение идти наперекор рынку привело к существенному росту количества порожних полувагонов КТТ, не востребованных потребителями к погрузке из-за их дороговизны», – рассказал он.

При этом экспортеры казахстанского угля с начала текущего года неоднократно обращали внимание руководства КТЖ и КТТ на необходимость соблюдения рыночных принципов при формировании ставок предоставления полувагонов для перевозки угля и просили понизить ставки до рыночного уровня с учетом необходимости сохранения объемов экспортных поставок в условиях низких мировых цен на уголь, заявил он.

«Однако КТТ до настоящего времени продолжает рассчитывать свои ставки, исходя из уже далеко не рыночной цены. Разница в стоимости суточной аренды полувагонов КТТ и российских операторов составляет от 3,6 тыс. тенге до 4,4 тыс. тенге. Соответственно, использование российских полувагонов при перевозках угля из Казахстана в морские порты РФ позволяет экспортерам казахстанского угля удешевить общую стоимость перевозки 1 тонны на $2,1-2,55. Свободное ценообразование на общем (едином) рынке предоставления полувагонов в рамках ЕАЭС является одним из немногих факторов, поддерживающих в сегодняшней сложной ситуации экспорт угля из Казахстана», – заявляет Кононов.

По информации представителя ассоциации, запрет введен на неопределенный срок.

«Полагаем, что в интересах КТЖ сохранять его действие как можно дольше. Проблему невостребованности парка полувагонов своей «дочки», вызванную высокими нерыночными ставками, КТЖ пытается решить нерыночными методами – максимально ограничить прием на сеть казахстанских железных дорог порожних полувагонов других государств. По нашему мнению, конвенционный запрет преследует цель вынудить грузоотправителей Казахстана, полностью или частично отказаться от использования полувагонов других государств. Предпринятая компанией попытка оказать давление на этот рынок снижает конкурентоспособность казахстанских производителей и экспортеров. В связи с этим продолжительное сохранение данного запрета может негативно отразиться на горно-металлургическом комплексе и на экономике страны в целом», – резюмировал он.

Ранее сообщалось, что убытки «Казахстан темир жолы» из-за приостановки курсирования пассажирских перевозок составили 3,8 млрд тенге. LS также публиковал информацию о том, что чистый убыток КТЖ в 2019 году превысил 70 млрд тенге. Вместе с тем председатель правления Сауат Мынбаев пожаловался на то, что коронавирус снизил на 39% контейнерные перевозки в Казахстане.

Джамиля Каримова

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий