ГМК: законодательные нормы и реалии

На площадке Национальной палаты предпринимателей РК состоялось 32-е заседание Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности (КГГУМП) Президиума НПП РК «Атамекен».  В центре внимания был широкий круг вопросов: подготовка к очередному заседанию Совета ГМК, исполнение Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2022 года, разработка нового Налогового кодекса РК, перевозки грузов ГМК железнодорожным транспортом, экологическое законодательство РК.

— Мы сейчас находимся в непростых не только политических, но и экономических условиях, — отметил председатель Комитета Николай Радостовец, открывая заседание. – Из-за нарушения транспортно — логистических схем экспорта продукции предприятия сталкиваются со сложностями с поиском новых потребителей продукции, нехваткой запчастей, необходимых для ремонта техники, и другими.

Руководитель КГГУМП предложил внести ряд актуальных вопросов отрасли в повестку очередного заседания Совета по горно-металлургической отрасли, геологии и недропользованию по твердым полезным ископаемым при Президенте РК, запланированного на четвертый квартал текущего года.

— Первый крайне важный вопрос — это четкое понимание, каким будет новый Налоговый кодекс, — сказал Н. Радостовец. — Нужно зафиксировать, чтобы он не включал нестандартные в мировой практике налоги, как например, налог на сверхприбыль в ГМК, не предусматривал дифференциацию возврата НДС.

Второй момент, на котором спикер заострил внимание, — изменения в Экологический кодекс. В рамках действующего законодательства предприятия внедряют  наилучшие доступные технологии по европейским стандартам. Однако НДТ должны быть более адекватными, приближенными к реалиям Казахстана. В то же время на предприятиях возникают  проблемы со своевременным оснащением в соответствии с законодательством приборами автоматизированных систем мониторинга эмиссий (АСМ). В компаниях признаются, что по объективным причинам не успеют до 31 декабря текущего года установить приборы АСМ. Поэтому необходимо отменить или отсрочить штрафные санкции, которые могут к ним применить.

Злободневный вопрос – обеспечение газом. В рамках действующего Кодекса о недрах актуальны вопросы, касающиеся  перехода на международные стандарты публичной отчетности CRISCO,  внедрения роялти, в целом улучшения инвестиционного климата в ГМК.

Следующим вопросом обсуждалось исполнение Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество». Документ одобрен Правительством 5 сентября текущего года.

Как сообщил заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов, Общенациональный план мероприятий содержит ряд пунктов, прямо или косвенно затрагивающих интересы ГМК. В их числе поручения  о постепенном отказе от перекрестного субсидирования тарифов в отрасли естественных монополий и на общественно значимых рынках; о разработке Нового налогового кодекса РК; об упрощении законодательства и процедур для привлечения инвестиций в разработку недр; о вводе в промышленную эксплуатацию национального банка данных геологической информации и т.д.

В своем выступлении заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов также проинформировал, что в рамках поручений Главы государства по итогам встречи с представителями отечественного бизнеса, состоявшейся 19 мая 2022 года, в настоящее время проводятся мероприятия по разработке проекта Концепции налоговой политики до 2030 года. Концепцию планируется утвердить до конца текущего года.  Вместе с тем, в рамках реализации Общенационального  плана мероприятий предусмотрена разработка нового Налогового кодекса РК, который будет принят до конца 2023 года.

— Для ГМК в качестве основных задач при разработке обоих документов можно выделить необходимость сохранения налоговой стабильности и недопущение дальнейшего роста налоговой нагрузки на сектор, обеспечение полного и своевременного возврата НДС экспортерам ГМК, переход с НДПИ на роялти с продаж, — подчеркнул М. Кононов.

Освещая актуальные вопросы перевозок грузов ГМК железнодорожным транспортом, директор департамента по естественным монополиям и развитию конкуренции АГМП Эльмира Войнова отметила, что АО «НК «КТЖ» разработана концепция трансформации в транзитно — логистическую корпорацию. Однако данная система, ориентированная в последующем на усиление условий действия КТЖ, как монополиста, противоречит принципам развития конкуренции в железнодорожной отрасли.  Более того, предлагаемая концепция преобразования КТЖ должна быть вне действующих рамок регулирования, что противоречит требованию развития честной конкуренции и исполнению обязательств перед контрагентами.

Что касается заявки КТЖ-Грузовые перевозки на повышение тарифов на локомотивную тягу на 40% для всех перевозок, то в настоящее время она находится на рассмотрении Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК. Заявленный рост тарифов на локомотивную тягу приведет к существенному удорожанию стоимости железнодорожных перевозок по территории РК, что окажет мультипликативное влияние на цены на все товары и услуги в стране, включая стоимость электроэнергии и коммунальных услуг, а также негативно отразится на экспортном потенциале Казахстана.

В поддержку позиции АГМП выступил генеральный директор Ассоциации грузовых железнодорожных перевозчиков Евгений Больгерт.

— Ситуация по дефициту локомотивного парка близка к критической, — подчеркнул он. — Износ парка достигает 70% по тепловозам и электровозам. Сегодня не созданы условия для обновления этого парка, и ситуация будет ухудшаться.  При этом с 2023 года мы ожидаем выход новых перевозчиков на магистраль. Однако не доведена до конца законодательная работа по созданию технологических и иных условий для того, чтобы множественность перевозчиков работала правильно. Трансформация КТЖ направлена на ее монополизацию, но и сейчас это нерегулируемая сфера, доходы тратятся на усмотрение КТЖ,  в том числе на обслуживание долгов, и т.д.  И за все это приходится расплачиваться той ситуацией, которая есть на рынке.

Об актуальных вопросах экологического законодательства РК сообщила директор департамента экологии АГМП Гулназ Бисенова. По ее информации, вследствие недоработки некоторых положений нового Экологического кодекса РК, у предприятий ГМК возник ряд проблем, создающих значительные препятствия для оперативного решения производственных вопросов и осуществления эффективной деятельности.

— При оснащении источников выбросов и сбросов автоматизированными системами мониторинга эмиссий предприятия ГМК столкнулись с тем, что поставщики не готовы охватить весь возникший объем источников, реализовав эти работы в течение года, — сказала она. — Предлагаемые на рынке Казахстана АСМ комплектуются по большей части элементами зарубежного производства (Европа, США). В текущей нестабильной ситуации отмечается волатильность курсов валют, вынужденная переориентация логистики по доставке оборудования, что создает значительные трудности при проведении закупочных и тендерных процедур, увеличивает риски несвоевременного внедрения АСМ эмиссий на источниках выбросов и сбросов, и как следствие может привести к наложению штрафных санкций на предприятия уполномоченными органами в области экологии.

У предприятий ГМК также возникают сложности при пересмотре комплексных экологических разрешений, выданных до 1 июля 2021 года. Новый Кодекс отдельных положений не предусмотрел, а соответствующие нормы нового Кодекса к указанным комплексным экологическим разрешениям невозможно применить. В то же время существенно увеличились сроки прохождения экспертиз и согласований – с 75 рабочих дней до 120 рабочих дней, значительно усложнился процесс проведения общественных слушаний.

В ходе обсуждения представители АГМП и предприятий ГМК отметили, что все предложения по совершенствованию экологического законодательства необходимо направить на рассмотрение в уполномоченные государственные органы.

Пресс-служба АГМП

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий