На площадке Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» состоялось 29-е заседание Комитета геологической отрасли, горнорудной, угледобывающей и металлургической промышленности (КГГУМП) Президиума НПП РК «Атамекен».
На заседании обсуждался широкий круг вопросов: риски увеличения финансовой нагрузки на горно-металлургический комплекс, транспортное обеспечение, экологическое регулирование ГМК, разработка нового Отраслевого соглашения в ГМК на 2022-2024 гг., ситуация на рынке лома и отходов черных металлов.
…После введения Правительством РФ экспортных таможенных пошлин на черные и цветные металлы, в нашей стране также было инициировано принятие вывозных таможенных пошлин на отдельные виды продукции ГМК, в частности, на металлы. Эта мера обосновывалась необходимостью смягчить влияние внешней конъюнктуры на внутренний рынок, скорректировать цены на металлы, защитить внутренний рынок, а также пополнить государственный бюджет.
Однако, как подчеркнул в своем выступлении председатель КГГУМП Президиума НПП РК «Атамекен» Николай Радостовец, введение экспортных пошлин на чёрные и цветные металлы крайне негативно скажется на предприятиях ГМК. По сути это является изъятием оборотных средств предприятий. Введение экспортных пошлин в стране будет играть исключительно фискальную роль, приведет к вымыванию средств экспортеров и снизит их инвестиционную привлекательность. Тем более, ГМК является капиталоемким сектором, требующим больших затрат, а реализуемые в отрасли проекты – долгосрочными.
Руководитель Комитета обратил внимание на отсутствие в Казахстане, в отличие от соседней страны, широкой базы внутреннего потребления на рынке металлов.
– Кроме того, в ГМК цены всегда движутся стихийно, но есть одна закономерность – это цикличность, то есть цены то повышаются, то снижаются. И если в начале лета отмечались более высокие цены, то на сегодня уже идет снижение и по меди, и по другим металлам. В некоторых случаях, как мы могли наблюдать буквально полтора года назад, цены идут даже ниже себестоимости, при этом нельзя останавливать производство, высвобождать работников. Нужно в это время сохранять устойчивость работы, — заметил Н.В.Радостовец.
По этому вопросу АГМП, проанализировав ситуацию, организовала широкое обсуждение на различных площадках – с министерствами, межведомственной комиссией, и на конкретных расчетах продемонстрировала, что такая временная мера, как экспортная пошлина, не может играть стимулирующую роль, а, напротив, приведет к сворачиванию производств.
Кроме того, АГМП совместно с предприятиями ГМК провела на площадке МИИР серию встреч с представителями предприятий металлообрабатывающей промышленности, в результате которых достигнуты договоренности о снижении ценна металлы на внутреннем рынке и согласованы долгосрочные поставки.
Председатель КГГУМП выразил благодарность за совместную работу членам Правительства, руководителям компаний, менеджерам, среднему звену предприятий, которые обоснованно показали, что экспортоориентированность основных предприятий ГМК вкупе со сравнительно небольшими объемами внутреннего потребления металлов, а также отсутствием какого-либо внутреннего дефицита создают условия, в которых введение экспортных пошлин является крайне неоправданным.
О транспортном обеспечении ГМК на заседании сообщилдиректор департамента угольной промышленности и энергетики АГМП Рустам Шунтуков. Он акцентировал внимание на сложностях предприятий при экспорте грузов в китайском направлении. В связи с ужесточением Правительством КНР санитарно-эпидемиологических требований китайская железнодорожная администрация установила ограничения на прием грузов из Казахстана. Несмотря на все усилия Правительства РК по устранению ограничения этот вопрос остается неразрешенным. Заторы и бросание вагонов в пути следования до пограничного перехода Достык-Алашанькоу привели к пересодержанию вагонов (увеличению количества вагонов для отправки грузов), снижению пропускной способности вагонов на пограничном переходе и их простаиванию. Эти обстоятельства спровоцировали увеличение затрат грузоотправителей при осуществлении экспорта грузов в КНР.
Кроме того, угледобывающие компании столкнулись с проблемой задержки, простоев и несвоевременной подачи АО «КТЖ — Грузовые Перевозки» вагонов под погрузку угля, а также сортировки поездов на узловых и сортировочных станциях. Перебои с обеспеченностью вагонами и простои грузов в пути следования привели к срывам поставок значительных объемов угля. Если текущие проблемы с подачей вагонов и длительным сроком перевозки угля не получат разрешения, то возможен острый дефицит угля в нынешнем отопительном сезоне, констатировал выступающий.
– Мы согласны, что в плане обеспеченности вагонами есть проблемы, в том числе в китайском направлении. Более того, проблемы испытывают предприятия и внутри страны. Допустим, наши производители не могут перевозить свои товары из западных регионов в центральные, — высказал мнение руководитель Управления черной металлургии и угольной промышленности МИИР РК Жанат Игисинов, предложив обсудить этот вопрос совместно с КТЖ.
В свою очередь Н.В.Радостовец внес предложениепо развитию конкуренции в сфере железнодорожных перевозок.
— Если даже не перевозится 3 или 5% наших грузов, то срываются договорные обязательства, предприятия терпят большие убытки, но самое главное – они теряют поставщиков, — сказал он, отметив необходимость создания равных условий для перевозчиков и стимулирования развития частных перевозок.
Освещая актуальные вопросы экологического регулирования,директор юридического департамента АГМП Темирлан Сейтбеков подчеркнул, чтов настоящее время предприятия ГМК и Международный центр зелёных технологий ведут совместную работу по разработке Справочников по НДТ. Ряд компаний завершил первый этап – Комплексный технологический аудит на соответствие принципам НДТ. Но в этой работе есть и проблемы. Так, например, Бюро НДТ Центра разработало проект Справочника НДТ по сжиганию топлива на крупных установках в целях производства энергии (третья версия проекта). Согласно этому проекту Справочника НДТ установлены пороговые уровни выбросов и КПД энергопроизводящих установок, которые могут привести к серьёзным последствиям как в энергетической отрасли, так и в металлургической.
— И хотя предприятия ГМК направили замечания и предложения относительно пороговых значений выбросов в этот Справочник НДТ, однако Центром они не были приняты во внимание и не рассмотрены, — уточнил руководитель департамента.
Как сообщил Т.Е.Сейтбеков, для улучшения взаимодействия с Центром при внедрении НДТ сотрудникам Центра предложено посетить производственные подразделения и ознакомиться с реальным положением дел на производстве, во избежание однобокого понимания, исходя из принципа «постепенного внедрения НДТ на улучшение». С позиции АГМП, Справочники НДТ должны разрабатываться с учетом поэтапного, а не одномоментного и повсеместного ужесточения требований, в соответствии с планами развития отрасли и экономическими возможностями предприятий.
В настоящее время разрабатывается также новое Отраслевое соглашение в ГМК на 2022-2024 гг. Как рассказалдиректор юридического департамента АГМП Т.Е.Сейтбеков,на площадке АГМП сформирована Рабочая группа по подготовке проекта документа, в нее вошли представители предприятий — членов ассоциации. Планируется до конца текущего года внести проект соглашения на обсуждение в профильное министерство.
С ситуацией на рынке лома и отходов черных металлов ознакомилпредседатель Республиканского союза промышленников вторичной металлургии Владимир Дворецкий. В марте текущего года был введен запрет на вывоз лома из Казахстана автомобильным транспортом. Тем самым предполагалось переориентировать перевозки лома посредством железнодорожного транспорта, повысить прозрачность деятельности субъектов рынка, занимающихся реализацией лома. В сентябре текущего года МИИР РК разработало проект приказа, предусматривающий продление срока действия запрета на 6 месяцев. Как отметил В.Я.Дворецкий, Республиканский союз промышленников вторичной металлургии, инициировавший запрет на вывоз лома автотранспортом, поддерживает инициативу МИИР о пролонгации запрета еще на полгода. В то же время президент Республиканской отраслевой ассоциации вторичной металлургии Владимир Лик, напротив, выступил против пролонгации запрета на вывоз лома автотранспортом, аргументировав тем, что фактически лом продолжает вывозиться автотранспортом, усугубляя теневую ситуацию. Ассоциация направила в НПП РК «Атемекен» обращение по вопросам регулирования рынка лома черных и цветных металлов в РК, в котором изложила актуальные проблемы этой сферы. По итогам обсуждения решено провести дополнительные консультации с участниками рынка.
Пресс-служба АГМП