На угледобывающих предприятиях отмечается снижение объемов добычи и объемов экспорта каменного угля. Причины сложившейся ситуации и пути выхода из нее обсудили участники совещания, прошедшего на площадке АГМП, — представители угольных компаний, министерств промышленности и строительства, транспорта, торговли, АО «НК «КТЖ».
– Угольная отрасль переживает сложный период, — подчеркнул советник исполнительного директора АГМП Тулеген Муханов, открывая совещание. — С начала текущего года объем добычи угля сократился на 8,9%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Объем экспорта угля в Казахстане за тот же период снизился на 13,8%. Необходимо принять действенные меры по решению проблемных вопросов угольных компаний, поскольку существует высокий риск снижения объемов добычи твердого топлива по итогам текущего года.
Как уточнил директор департамента угольной промышленности и энергетики АГМП Ильяс Мажитов, уголь склонен к деструкции и самовозгоранию в процессе хранения на складах, в связи с чем угледобывающие компании вынуждены ограничивать объемы его добычи, так как объёмы добываемого угля должны соответствовать объемам его отгрузки и реализации.
На совещании отмечалось, что в большинстве случаев снижение добычи угля вызвано проблемами его транспортировки, – конвенционными запретами на экспорт, неравномерной поставкой вагонов и т. д.
Наиболее острое положение сложилось в АО «Шубарколь Премиум». Предприятие выполнило план поставок угля за первое полугодие текущего года лишь на 12%. Основными причинами в компании называют несогласование поставок вагонов, либо их согласование не в полном объеме с корректировками заявленных планов, а также конвенционные запреты на подсыл порожних вагонов, конвенционные запреты на груженые вагоны.
Представители АО «Каражыра», ТОО «Kazakhmys Coal» также сообщили, что сталкиваются с конвенционными запретами на экспорт в Россию и дальнее зарубежье, ограничениями на подсыл порожних вагонов и погрузку.
В АО «Шубарколь Комир», напротив, нет проблем с логистикой. Снижение показателей связано с резким сокращением экспорта угля в Узбекистан и Кыргызстан, где в зимний период была аномально высокая температура. В ряде регионов были накоплены запасы угля, соответственно объемы реализации топлива в эти страны сократились. Снижение поставок твердого топлива по российским направлениям обусловлено тем, что ряд покупателей были включены в санкционные списки, и сотрудничество с ними прекращено.
– Мы анализировали вопросы снижения добычи, сокращения экспорта угля, — поделился своим видением ситуации руководитель управления угольной промышленности МПС РК Жанат Игисинов. — Если в прошлом году за 5 месяцев было добыто 46,7 млн тонн, то в этом году объем добычи составляет всего 42,2 млн тонн. При этом экспорт сократился на 2,5 млн тонн.
Среди факторов, повлиявших на ситуацию, он назвал снижение мировых цен на уголь. В 2022 году они достигали пиковых показателей — до 465 долларов за тонну, но в настоящее время снизились до 117 долларов. Со снижением мировых цен на уголь стоимость затрат на его перевалку не уменьшилась пропорционально. Поэтому некоторые направления дальнего зарубежья стали нерентабельными. Второй аспект – ощутимое снижение экспортных цен на российский уголь в основных портовых городах России — на Дальнем Востоке, Балтийских терминалах и т. д. Кроме того, в целях предотвращения «серого» экспорта Минпромом был введен запрет на экспорт угля непрофильными субъектами бизнеса.
Для того, чтобы выйти из текущего положения, по мнению Ж. Игисинова, угольным компаниям необходимо активизировать работу по поиску новых рынков сбыта в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, продолжать налаживать деловые связи с Центрально-Азиатскими странами. По его словам, если нет возможности перевозить грузы по железной дороге, необходимо рассмотреть сухопутные маршруты через ЗКО, Астрахань, Дагестан, с выходом на порты Батуми, Поти и другие.
В свою очередь заместитель директора филиала Дирекции интегрированного планирования АО «НК «КТЖ» Гани Есенбаев отметил, что национальный перевозчик точечно работает со многими отправителями, стараясь оказать содействие в вопросах, возникающих при перевозках на экспортных направлениях и внутреннем рынке. КТЖ взаимодействуют с российскими коллегами, чтобы обеспечить бесперебойное движение казахстанских отправителей. По его словам, помимо падения мировых цен на уголь, сказывается и введение ряда санкционных ограничений как в отношении подвижного состава РФ, так и в отношении морских судов, осуществляющих вывоз каменного угля в портах. Кроме того, в качестве одного из альтернативных маршрутов, КТЖ предложило осуществлять поставки в Китай, где сегодня цена на уголь составляет порядка 120 долларов за тонну. Несколько казахстанских компаний отправили в КНР пробные партии топлива.
По итогам обсуждения принято решение еженедельно проводить совещания в онлайн-режиме с участием угольных предприятий, КТЖ, профильных ведомств для оперативного решения проблемных вопросов компаний.
Пресс-служба АГМП