На площадке МИИР РК состоялось совещание под председательством вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Ильяса Оспанова по обсуждению изменений в Кодекс РК «О недрах и недропользовании» и Закон РК «О промышленной политике». В рамках анализа регуляторного воздействия разработаны законодательные поправки по обеспечению перерабатывающих производств отечественным металлургическим сырьем и развитию внутристрановой ценности.
Специалисты министерства презентовали механизм по обеспечению перерабатывающих производств отечественным сырьем, предусматривающий введение для недропользователей обязательства по 100%-ой переработке добытой руды и произведенного концентрата на внутреннем рынке, установление запрета на их вывоз из территории Казахстана, внедрение лицензии на вывоз произведенного концентрата в отдельных случаях — до создания собственного производства по переработке либо по видам сырья, переработка которых технологически невозможна в Казахстане, например, редкоземельных, драгоценных металлов. Кроме того, предлагается ввести раздельный учет отечественного и импортного сырья.
— Мы убеждены, что необходимо увеличивать переработку сырья, — подчеркнул на совещании заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов. – Но вопрос в том, как решать эту задачу: принять ограничения, которые приведут к расторжению контрактов и отзыву лицензий и в конечном счёте к оттоку инвестиций из сектора, либо продумать экономические стимулы для развития отечественного производства.
Он отметил, что налоговая нагрузка на ГМК в последние годы существенно растёт. Но нужно понимать, что в подобной ситуации есть два варианта: либо прибыль у ГМК будут забирать через налоги, либо компании будут её инвестировать в производство, в том числе в строительство новых мощностей. Делать одновременно и то, и другое невозможно. Сейчас у недропользователей нет никаких экономических стимулов, поощряющих строительство перерабатывающих заводов.
С позиции АГМП, ужесточение регулирования в этой сфере неоправданно. Тем более последствия в виде отзыва лицензий на недропользование несоразмерны с нарушением подобных обязательств недропользователей.
Условие по переработке первичного металла в продукцию следующего передела в течение 12 лет с момента запуска производства налагает на предприятия ретроспективное обязательство, о котором ранее им не было известно. Так, например, с момента ввода в эксплуатацию отдельных компаний прошло уже более 15 лет.
При расчете бизнес-кейсов решение по переходу на следующий передел по каждому из металлов строится на нескольких факторах: экономическая целесообразность, рынки сбыта, возможность выхода на интересующие рынки и другие обстоятельства, диктуемые рынком.
На совещании министерством был представлен и другой регуляторный инструмент, касающийся развития внутристрановой ценности. По этому механизму на недропользователей возлагается разработка, утверждение и реализация Программы развития внутристрановой ценности, которая будет охватывать целевые индикаторы субъекта, планы мероприятий по достижению целей развития внутристрановой ценности. Предполагается на уровне закона закрепить заключение договоров, направленных на развитие промышленности, — договоров гарантированного закупа и офтейк-контрактов. По новому механизму заключение договоров носит не добровольный, а обязательный характер.
С позиции АГМП, обязательства по разработке и исполнению Программы развития внутристрановой ценности для недропользователей снизит инвестиционную привлекательность бизнеса в ГМК, при этом никак не увеличит долю внутристрановой ценности в закупках, лишь излишне формализируя данный процесс.
В ходе совещания было отмечено, что в настоящее время АГМП совместно с МИИР, Qazindustry и отечественными товаропроизводителями разрабатывают новые подходы к заключению долгосрочных и офтейк-договоров. АГМП предложила альтернативный механизм по порядку утверждения итогового перечня товаров, в отношении которых потенциально возможно применение договоров, направленных на развитие промышленности, а также порядок разработки и утверждения программы по развитию внутристрановой ценности. В ассоциации считают, что альтернативный механизм значительно повысит прозрачность и эффективность процесса закупок недропользователей твердых полезных ископаемых, будет способствовать развитию отечественного производства в части увеличения доли внутристрановой ценности в закупках.
Обсуждение по результатам анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов планируется продолжить.
Пресс-служба АГМП