Через тернии в Европу: как экспортировать казахстанский уголь во время санкций

Из-за санкций логистика серьезно нарушилась

Европейский союз ввел санкции против РЖД и с августа перестанет импортировать российский уголь. Как в такой ситуации поставлять данное топливо из Казахстана в Европу, рассказал LS глава Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.

Эксперт назвал санкции запада против российского топлива тяжелой ситуацией.

«У нас сейчас есть контракты с Европой по поставкам угля. Логистика, конечно, серьезно нарушается. Есть ограничения, которые наложили на «Российские железные дороги». Поэтому казахстанскому правительству было бы очень правильно помочь отечественным операторам построить зеленые коридоры для транспортировки угля и других грузов», – отметил Радостовец.

При этом, добавил он, перевозчиком должен выступать не РЖД, а казахстанская сторона. Радостовец уверяет, что у отечественных логистических компаний есть такие возможности и достаточно вагонов. Для этого нужно внести изменения в некоторые нормативные акты. По его мнению, это главный вопрос, который надо решать.

Радостовец также рассказал, как может пролегать зеленый коридор.

«У нас есть разные пути, мы можем продавать через Прибалтику, дальневосточные и черноморские порты России. Главное, нам нужен выход к морю. Вообще единое экономическое пространство с Россией и Беларусью мы создавали как раз для того, чтобы пользоваться транзитными территориями этих стран, чтобы мы могли выходить к морю. Поэтому, я думаю, в любое время независимо от каких-либо взаимоотношений с другими государствами наши партнеры по единому экономическому пространству, наверное, будут поддерживать инициативы по продвижению казахстанского экспорта», – выразил мнение Радостовец.

Кроме того, из-за запрета Запада российские угольные компании стали обращать больше внимания на Казахстан. По словам собеседника LS, у казахстанских предприятий в этом плане возникают более жесткие конкурентные отношения.

«Это сейчас главный вопрос. Каждая компания в Казахстане должна решить, насколько они смогут быть конкурентоспособными. Что такое конкурентоспособность? Это возможность снижения цен на какой-то период и сохранения устойчивости, оплаты труда, поставщикам и т.д. Это как раз сейчас идет проверка угольной отрасли страны», – подчеркнул Радостовец.

По его словам, в данной отрасли между российскими и казахстанскими игроками имеются неравные условия.

«Угольные компании в России достаточно серьезно работают с российскими портами. То есть они являются для нас не просто конкурентами в чистом виде, у ряда угольных компаний в России есть долевое участие в морских портах. Конечно, это дает им определенное преимущество. В связи с этим, я думаю, Евразийская экономическая комиссия должна отслеживать вопросы исключения доминирования по тем или иным неконкурентным признакам. Нужно создавать равные условия», – считает эксперт.

Он добавил, что правительству Казахстана надо быть более настойчивым в формировании тех или иных позиций.

При этом Радостовец не исключает возможность занять рынки сбыта России.

«Можно сказать, что очень выгодно поставлять уголь даже в какие-то далеко находящиеся за Казахстаном рынки. Но сразу возникает вопрос о том, какой будет железнодорожный тариф, скорость продвижения грузов и будет ли с учетом транспортной составляющей наш уголь конкурентоспособным, потому что его везут из Африки и других стран», – добавил эксперт.

Он также отметил, что угольная отрасль Казахстана развивается достаточно эффективно. И расширение экспорта не будет мешать внутренним поставкам угля на ТЭЦ и коммунально-бытовые нужды.

Всего в 2021 году за рубеж было продано 29,2 млн тонн отечественного каменного угля. Большая часть была продана в Россию – 19 млн тонн. Также объемы поставили в Швейцарию, Беларусь, Кыргызстан, Украину, Турцию, Узбекистан и другие страны.

Алиби САРУАР

Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
OK
VK
Ad

Другие новости

Оставьте комментарий