Централизация 1% на НИОКР может затормозить прикладные исследования и инновации.
Наука и производство – два неразрывных звена одной цепи. И для горно-металлургического комлекса страны практическое воплощение научных разработок становится решающим фактором его конкурентоспособности.
Предприятия ГМК активно внедряют цифровизацию и автоматизацию производственных процессов: интегрируют современные системы контроля качества, используют датчики и интеллектуальные платформы для мониторинга, выстраивают технологические цепочки с помощью “умных” алгоритмов. Современную геологоразведку невозможно представить без цифровых баз данных, обновляемых карт и высокоточной оценки месторождений.
От эффективности этих технологий зависит, сможет ли Казахстан производить металлопродукцию с высокой добавленной стоимостью, развивать отраслевые кластеры и соответствовать ESG-стандартам: повышать промышленную безопасность и экологическую устойчивость.
Чтобы идти в ногу со временем, предприятия сотрудничают с вузами, научными организациями и лабораториями, создают платформы для диалога “наука– производство”, позволяющие обмениваться опытом и технологическими решениями.
К примеру, инновационной площадкой ERG является Научно-исследовательский инжиниринговый центр. Его основная задача – реализация прорывных проектов, направленных на снижение экологических рисков, совершенствование существующих технологий, внедрение элементов цифровой индустрии. Так, на сегодня компания планирует внедрить 10 различных ИИ-модулей для управления технологическим процессом на металлургическом производстве.
Другой пример – запущенный корпорацией “Казахмыс “ R&D-центр. Здесь разрабатывают технологии подземного и поверхностного выщелачивания, ищут способы извлечения металлов из бедных руд и отходов, тестируют цифровые решения и экологические инновации.
Финансирование таких инициатив осуществляется согласно нормам Кодекса “О недрах и недропользовании”: компании направляют 1% расходов на добычу на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
Однако в настоящее время госорганы выступают с инициативой централизации средств на НИОКР. Но к чему приведет перечисление этих средств в бюджет?
Представители отрасли уверены, что это будет шаг назад. По оценкам экспертов, полная централизация средств, предназначенных на НИОКР, приведет к срыву контрактов с отечественными и зарубежными научными организациями, затянет процедуры согласований до полутора лет и в конечном счете снизит наукоемкость экономики.
“Мы рискуем потерять гибкость и оперативность, – отмечают представители ГМК. – А без этого в условиях истощения месторождений и усложнения добычи отрасль просто не выдержит конкуренции”.
На заседании Совета отечественных предпринимателей 27 августа этого года Премьер-министр отметил, что необходимо внедрение прозрачного механизма распределения средств недропользователей на НИОКР с учетом их целевого использования и приоритетного распределения на устойчивое развитие прикладной науки, внедрение цифровых решений и инноваций на предприятиях ГМК (искусственный интеллект, роботизация и другое) и повышение производительности.
Президент РК в недавнем Послании обозначил ключевую задачу– ускорить оцифровку и систематизацию геологической информации, отметив, что аэрогеофизические исследования ныне устарели. Глава государства поручил профильным ведомствам составить цифровые карты недр, чтобы раскрыть потенциал месторождений и привлечь инвесторов.
По мнению исполнительного директора АГМП Николая Радостовца, необходимо принять компромиссное решение: 0,3% от 1% затрат на добычу направлять в Национальную геологическую службу для развития геологии, а 0,7% – на прикладные научные исследования в приоритетных направлениях, которые проводят как учебные заведения, межотраслевые научные центры, так и собственные научно-исследовательские центры предприятий. С тем, чтобы использовать эти средства для реализации конкретных проектов по совершенствованию технологий и созданию более высоких переделов. При Минпроме создан научно-технический совет, обеспечивающий прозрачность распределения средств, согласование Программ научных исследований и другие вопросы.
“Такой подход позволит поддерживать гибкие прикладные инициативы и ускорит технологическую трансформацию сектора, – считает руководитель ассоциации Николай Радостовец. – При этом крайне важна оперативность принятия решений, включая своевременное рассмотрение заявок от предприятий и обеспечение прямого участия бизнеса в соответствующих процедурах”.
Стоит отметить, что предприятия ГМК находятся в жесткой конкурентной борьбе, и для того, чтобы сохранить свои позиции на рынке, необходимо сохранить “заводскую” науку. Это позволит не снижать прикладную направленность исследований и их связь с реальным производством.
Рысты АЛИБЕКОВА
https://liter.kz/nauka-i-proizvodstvo-dvigatel-modernizatsii-gmk-1758349813



